Причины, приводящие к задержкам психического развития (м.с. певзнер и т. а. власова)

Лекция 6

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ)

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ
СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) — одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений.

В центре внимания данного направления — выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка.

Задачи.

1.разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений

2.вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции

3.разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории.

К ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТНОСЯТСЯ

Ò дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии(умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы)

Ò дети, испытывающие трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин:

  • остаточных явлений легких повреждений ЦНС или ее функциональной незрелости,
  • соматической ослабленности,
  • церебрастенических состояний,
  • незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма,
  • педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка.

ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ ДЕТИ С ЗПР

Ò могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности:

- недостаточностью внимания,

- незрелостью мотивационной сферы,

- общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем,

Ò так и в ее операциональном компоненте:

- сниженным уровнем развития отдельных психических процессов,

- моторными нарушениями,

- нарушениями работоспособности.

Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.

При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.

ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЗАДЕРЖКАМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (М.С. ПЕВЗНЕР И Т. А. ВЛАСОВА)

Ò Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

- болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп),

- хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы),

- токсикозами, особенно во второй половине беременности,

- токсоплазмозом,

- интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов,

- несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.

Ò Патология родов:

- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения,

- асфиксия новорожденных и ее угроза.

Ò Социальные факторы:

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗПР
(КЛАССИФИКАЦИЯ М.С.ПЕВЗНЕР, 1966 Г.)

Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм, «временная задержка психического развития»);

Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Наши рекомендации