Причины, приводящие к задержкам психического развития (м.с. певзнер и т. а. власова)
Лекция 6
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ)
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ
СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) — одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений.
В центре внимания данного направления — выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка.
Задачи.
1.разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений
2.вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции
3.разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории.
К ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТНОСЯТСЯ
Ò дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии(умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы)
Ò дети, испытывающие трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин:
- остаточных явлений легких повреждений ЦНС или ее функциональной незрелости,
- соматической ослабленности,
- церебрастенических состояний,
- незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма,
- педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка.
ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ ДЕТИ С ЗПР
Ò могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности:
- недостаточностью внимания,
- незрелостью мотивационной сферы,
- общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем,
Ò так и в ее операциональном компоненте:
- сниженным уровнем развития отдельных психических процессов,
- моторными нарушениями,
- нарушениями работоспособности.
Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.
ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЗАДЕРЖКАМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (М.С. ПЕВЗНЕР И Т. А. ВЛАСОВА)
Ò Неблагоприятное течение беременности, связанное с:
- болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп),
- хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы),
- токсикозами, особенно во второй половине беременности,
- токсоплазмозом,
- интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов,
- несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
Ò Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения,
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
Ò Социальные факторы:
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗПР
(КЛАССИФИКАЦИЯ М.С.ПЕВЗНЕР, 1966 Г.)
Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм, «временная задержка психического развития»);
Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
Ò психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.