Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы научно-педагогических исследований»
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Составитель: ст. преподаватель кафедры
Рассмотрены на заседании кафедры
(протокол № от августа г.)
Зав. кафедрой _______ Колосова Н.Н.
Евпатория, 2017
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Основы научно-педагогических исследований»
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
1. Классификация методов научного познания.
2. Беседа как метод исследования: правила применения метода беседы.
3. Задачи в исследовании психолого-педагогического направления.
4. Классификации научных исследований. Основные виды научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.
5. Классификация методов научного познания.
6. Метод изучения продуктов деятельности.
7. Метод изучения психолого-педагогической литературы и архивных материалов.
8. Метод обобщения передового педагогического опыта.
9. Метод тестирования в педагогических исследованиях.
10. Метод эксперимента в педагогических исследованиях.
11. Методы дедукции и индукции.
12. Методы моделирования в научных исследованиях.
13. Методы моделирования, сравнения, обобщения.
14. Методы науки.
15. Методы опроса как специфические методы исследования.
16. Методы синтеза и анализа.
17. Наблюдение как метод сбора педагогической информации.
18. Наблюдение как эмпирический метод исследования: специфика, алгоритм проведения.
19. Научное познание как особый вид познания.
20. Научно-исследовательская работа студенческой молодежи.
21. Опросные методы (анкетирование) в педагогических исследованиях.
22. Опросные методы (интервью) в педагогических исследованиях.
23. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания доказательства.
24. Основные понятия математической статистики.
25. Основные типы измерений в педагогических исследованиях.
26. Особенности научно-педагогического исследования.
27. Подготовка бакалаврской работы как квалификационного исследования.
28. Подготовка дипломной работы как квалификационного исследования.
29. Подходы к организации педагогического исследования.
30. Понятие актуальности исследования.
31. Понятие теоретической и практической значимости научного исследования.
32. Понятие экспериментального метода в педагогических исследованиях, его виды.
33. Постановка гипотезы научного исследования. Систематизация эмпирических данных и проверка гипотезы.
34. Предмет и объект в педагогическом исследовании.
35. Проблема в исследовании: способы определения.
36. Проблема в педагогическом исследовании.
37. Проблема и тема исследования.
38. Программа научно-педагогического исследования.
39. Социометрический метод в педагогических исследованиях.
40. Средства в исследовании психолого-педагогического направления.
41. Средства науки.
42. Суждение как форма мышления.
43. Сущность науки. Научные исследования
44. Теоретические методы научного исследования.
45. Формулирование целей и задач исследования, определение теоретических основ исследования, общие требования к сбору и отбору готовой информации.
46. Формы и функции научно-исследовательской работы студентов.
47. Цель и задачи исследования. Этапы выполнения научно-исследовательской работы.
48. Этика науки. Ценность научного знания и истины. Взаимоотношения науки и общества. Этика цитирования. Этика соавторства.
49. Компоненты научного аппарата педагогического исследования: общая характеристика
50. Научная дискуссия. Виды информации, поступающие от докладчика. Приемы аргументации. Формирование аттракции. Технология возражений.
51. Измерение как метод исследования
52. Научная публикация. Общие положения и рекомендации. Структура научной статьи. Рубрикация текста. Принцип единообразия.
53. Виды учебно-исследовательской работы студентов
54. Опросные методы (метод экспертного опроса) в педагогических исследованиях
55. Виды и принципы исследований в педагогике
56. Методы абстрагирования, идеализации и обобщения
57. Развитие науки. Научные революции
58. Беседа как метод исследования. Правила применения метода беседы
59. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса
60. Метод научного познания: сущность, содержание и основные характеристики
Практические задания
1. Приведите пример использования средств исследования в исследовании.
2. Приведите пример использования метода контент-анализа в психолого-педагогических исследованиях.
3. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста».
4. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края».
5. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Экскурсия как средство формирования экологических представлений дошкольников».
6. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
7. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Игра как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста»
8. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
9. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
10. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры речевого общения»
11. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Развитие у детей дошкольного возраста навыков эффективного общения»
12. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
13. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Индивидуальная коррекционная работа с детьми-логопатами в дошкольном учреждении».
14. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
15. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Воспитание чувства юмора у дошкольников через произведения художественной литературы».
16. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Влияние музыки на формирование личности ребенка».
17. Обосновать главные элементы своей курсовой работы.
18. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование основ гендерной культуры младших школьников»
19. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Игры-драматизации как средство этического воспитания младших школьников»
20. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Воспитание у младших школьников патриотизма как качества личности»
21. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование элементов этической культуры у детей младшего школьного возраста»
22. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование педагогической культуры родителей младших школьников»
23. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания младших школьников»
24. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Формирование у младших школьников основ культуры здорового образа жизни»
25. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Экологическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
26. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»
27. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»
28. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Физическое воспитание младших школьников»
29. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
30. Сформулировать цель, объект, предмет, задачи, гипотезу и методы исследования по теме: «Воспитание читательского интереса у младших школьников»