Социальные институты Российской Федерации
Миссионерская работа на территории епархии Русской Православной Церкви в области созидания и укрепления солидарного гражданского общества включает:
§ содействие воспитанию у населения уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
§ содействие развитиюу населения правовой и политической культуры, принциповответственности,коллективизма и социальной солидарности;
§ содействие формированию стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
§ содействие государственным структурам в разработке и реализации программ, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации семей мигрантов.
Миссионерская работа на территории епархии Русской Православной Церкви в областипатриотического воспитания молодежипредусматривает:
§ содействие педагогам и другим работникам, участвующим в воспитании молодежи в деятельности по формированию российской гражданской идентичности;
§ содействие развитию программ патриотического воспитания молодежи, в том числевоенно-патриотического воспитания;
§ содействие развитию программ поисковой, краеведческойи туристической деятельности.
Миссионерская работа на территории епархии Русской Православной Церкви в области культурного наследия предполагает:
§ эффективное использование культурного наследия для миссии, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
Правка №11 | |
До правки | После правки |
§ развитие в миссии музейной и театральной педагогики; | Данный пункт полностью удален |
§ поддержку мер общественных объединений и организаций по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию православных нравственных и семейных ценностей;
§ создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов нравственной, гражданско-патриотическойнаправленности в рамках православной традиции;
§ привлечение библиотек, в том числе библиотек в системе образования, для приобщениянаселения к сокровищнице Православной культуры, в том числе с использованием информационных технологий.
Миссионерская работа в областиформирования культуры здоровья населения на территории епархии Русской Православной Церквивключает:
§ способствование формированию у населения потребности в здоровом образе жизни;
§ способствование формированию в семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, культуры здорового питания;
§ профилактикунаркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
§ профилактику компьютерной и Интернет зависимости;
§ использование потенциала спортивной деятельности в миссии для профилактики асоциального поведения;
§ содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий с приуроченностью их к знаменательным датам Православного календаря.
Миссионерская работа на территории епархии Русской Православной Церкви в областиэкологической культуры населения включает:
§ содействие развитию экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
§ содействие воспитанию чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования.
IV. Механизмы реализации «Дорожной карты»
В целях реализации «Дорожной карты» применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
§ ведение миссионерской работыв рамкахнормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, регулирующих миссионерскую деятельность в Российской Федерации (Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,поправки 13.07.2015 г.к Федеральному закону от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;Закон субъекта РФ о регулировании религиозной или миссионерской деятельности);
§ привлечение к работе в епархиальный миссионерский отдел юристов, юрисконсультов или специалистов по правовым вопросам из числа прихожан, получивших высшее юридическое образование, опыт юридической практики и имеющих достаточное представление о характере и содержании деятельностимиссионерского отдела;
§ привлечение юристов, юрисконсультов или специалистов по правовым вопросам к работе епархиального миссионерского отдела всоответствии с профессиональной компетенцией и специализацией (уголовная, трудовая, гражданская, административная и др.);
§ предоставление информации о лицах, оказывающих правовую помощь епархиальному миссионерскому отделу, в Правовой отдел Синодального миссионерского отдела для координации действий, консультаций и возможностисогласования позиций при возникновении сложных правовых ситуаций и конфликтов и для повышения квалификации данных специалистов в областиэффективного правового сопровождения религиозной миссии;
§ проведение предварительных консультаций с юристом при епархиальном миссионерском отделе перед принятием решений, при совершении действий, опубликовании информационных материалов, способных вызвать негативныеюридические последствия (выступление в СМИ по поводу сектантских религиозных объединений, анализ определенной аргументации для публичных дебатов и выступлений на наличие оскорбительных, экстремистских и иных противоправных элементов и др.);
§ внесение в круг обязанностей юриста при епархиальном миссионерском отделе составление жалоб, заявлений и обращенийв правоохранительныеорганы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, как для епархиального миссионерского отдела, так и для оказания помощи отдельным прихожанам, чьи религиозные права, свободы и законные интересы были нарушены представителями сектантских религиозных объединений;
§ согласование с Правовым отделом Синодального миссионерского отдела текста официальныхюридических документов по делам, способным вызвать особый резонанс или судебное разбирательство;
§ оперативное направление в Синодальный миссионерский отдел информации о фактах заявлений, жалоб, прокурорских проверок, судебных разбирательствв отношении миссионеров, священно- и церковнослужителей, активных прихожан епархии, о фактах правовых конфликтов с сектантскимирелигиозными организациями и представителями органовгосударственной власти.
Организационно-управленческими механизмами являются:
§ совершенствование в епархиальных миссионерских отделах условий для обеспечения эффективнойдеятельности на основе ее ресурсного обеспечения и современных механизмов управления;
§ эффективная организация межведомственного взаимодействия епархиальных миссионерских отделов под контролирующим началом Синодального миссионерского отдела;
§ участие в системном изучении и распространении передового опыта работы специалистов епархиальных миссионерских отделов, продвижение лучших проектов и программ в области миссионерской работы на общецерковный уровень;
§ организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации «Дорожной Карты» в епархиальных миссионерских отделах под контролирующим началом Синодального миссионерского отдела.
Научно-методические механизмы предусматривают:
§ формирование системы научных исследований в области миссиологии;
§ изучение возможностей использования информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений в развитии миссионерской деятельности;
§ проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии миссии;
§ проведение религиоведческих и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области религиозной ситуации на уровне епархий и общецерковном уровне.
Финансово-экономические механизмы включают:
§ создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности епархиальных миссионерских отделов;
§ обеспечение многоканального финансирования миссионерской деятельности за счет средств общецерковного и епархиальных бюджетов;
§ создание гибкой системы материального стимулирования качества работы сотрудников миссионерских епархиальных отделов.
Информационные механизмы предполагают:
§ использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации «Дорожной карты»;
§ организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации «Дорожной карты» с привлечением общецерковных и епархиальных средств массовой информации;
§ привлечение светских медиа-ресурсов для формирования позитивного образа Православия.
Кадровые механизмы предполагают:
§ применение в Русской Православной Церкви системы штатной структуры миссионерских кадров, включающей четыре должностные степени миссионера: синодальный миссионер (сотрудник Синодального Миссионерского отдела, несущий миссионерское служение в отдаленных епархиях по приглашению местных правящих архиереев, либо исполняющий служение в миссионерских станах, а также посылаемый от Отдела в миссионерские экспедиции),епархиальный миссионер (председатель или сотрудник епархиального миссионерского отдела, несущий служение в канонических пределах своей епархии по благословению правящего архиерея), помощник благочинного по миссионерской работе (штатный миссионер в отдельном благочинии),приходской миссионер (штатный миссионер большого прихода);
Правка №5 | |
До правки | После правки |
§ развитие в Русской Православной Церкви существующей системы подготовки кадров на трех образовательных уровнях: начальное образование (в Центрах подготовки миссионеров; на Катехизаторских курсах); среднее образование (в Духовных училищах; Школах подготовки миссионеров); высшее образование (в духовных семинариях с миссионерской направленностью, богословских университетах и институтах); | § развитие в Русской Православной Церкви существующей системы подготовки миссионерских кадров по следующим образовательным уровням: полубакалавриат; бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура; |
§ осуществление кадрового обеспечения миссионерского служения в епархии в форме приходской миссии под руководством штатного приходского миссионера либо – в малочисленных приходах– помощника благочинного (уровень руководителя выбирается, исходя из данных карты миссионерского поля, наложенных на карту приходов епархии, в соответствии с принципом целесообразности);
§ привлечение к работе по профильным направлениям церковной деятельности, в том числе на уровне благочиний и приходов, сотрудников, прошедших специальную подготовку в духовных образовательных учреждениях согласно «Церковному образовательному стандарту по подготовке специалистов в области миссионерской деятельности», реализация которого может осуществляться толькопо «Представлению Учебного комитета Русской Православной Церкви», выдаваемом духовным образовательным учреждениям на право реализации образовательной программы по подготовке специалистов в области миссионерской деятельности, при этом аттестация миссионеров в духовных образовательных учреждениях должна осуществляться согласно «Положению об аттестации миссионеров»;
§ осуществление подготовки приходских миссионеров в новообразованных епархиях на базе духовных учебных заведений, в рамках совместных проектов епархий с Синодальным миссионерским отделом, с применением различных форм дистанционного образования;
§ осуществление контроля и мониторинга подготовки приходских миссионеровруководителем епархиального миссионерского отдела при начальствующем попечении епархиального архиерея;
§ формирование епархиального реестра миссионеров по результатам аттестацииспециалистов в области миссионерской деятельности ивыдачи соответствующего сертификата, с передачей епархиального реестра миссионеров в назначаемые сроки в Синодальный миссионерский отдел для включения в общецерковный реестр.
V. Ожидаемые результаты
Реализация «Дорожной карты» обеспечит:
§ развитие общецерковной системы миссии, основанной на координации и консолидации усилий епархиальных миссионерских отделов при общем контроле Синодального миссионерского отдела, современной развитой инфраструктуры, правового регулирования и эффективных механизмов управления;
§ укрепление, развитие и совершенствование программ подготовки кадровых ресурсов для миссионерского служения;
§ повышение качества научных исследований в области миссиологии;
§ привлечение мирян к волонтерскому миссионерскому служению;
§ формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы миссиина территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви.