Образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

Стол, стул, дом, снег, дерево.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Билет 4.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Проанализируйте разработанную педагогом последовательность диагностических заданий, направленных на выявление особенностей речевого развития младших школьников. Какие компоненты языковой способности исследуются? На какие критерии речевого развития планирует опираться педагог в процессе выявления уровня речевого развития?

Диагностические задания

Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

· мальчик, открывать, дверь

· девочка, читать, книжка

· доктор, лечить, детей

· рисовать, карандаш, девочка

· в сад, расти, вишня

· сидеть, синичка, на, ветка

· груша, бабушка, внучка, давать

· Витя, косить, трава, кролики, для

· Миша, дать, собака, большая, кость

Слова предъявляются до первого ответа.

Использование в речи фразеологизмов, синонимичных словосочетаниям.

Инструкция: замените словосочетания фразеологизмом.

1. Очень сильно плакать - __________________________________

2. Приставать ко всяким пустякам - __________________________

3. Во всем подчиняться кому-либо - __________________________

4. Обманывать, дурачить кого-либо - ___________________________

Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Билет 5.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Познакомьтесь с фрагментом конспекта НОД по развитию речи, разработанного педагогом для подготовительной к школе группы ДОУ. Какие задачи речевого развития детей решаются в ходе НОД? Подумайте, реализуются ли в ходе НОД известные вам формы преемственности речевого развития? Обоснуйте свое мнение.

Фрагмент конспекта НОД

Педагог загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех зо­лотистый — это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает де­тям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картин­ки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»

Педагог выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как она начинается? заканчивается?

— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

— Какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он та­кой?

— Какие слова и выражения вам больше всего понрави­лись?

— Послушайте сказку еще раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и за­поминайте.

Заслушиваются 3—4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они зат­рудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внима­ние на полноту передачи содержания, выразительность ин­тонаций в диалоге, использование образных слов и выраже­ний из текста.

Воспитатель обращается к детям:

— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давай­те еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами мож­но о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невни­мательный и т. п.)

— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?

— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мут­ный, грязный, узкий.)

— Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)

— А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, со­сулька, льдинка...)

— Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубо­кий, прозрачный — это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?

Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали при­лагательные с существительными.

Педагог предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бе­жит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом. Далее детям дается задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.

Билет 6.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Перед вами текст, построенный девочкой 8 лет. Проанализируйте этот текст. Предложите критерии анализа текста. Каковы ваши предположения об уровне речевого развития ребенка? В чем, по вашему мнению, проявляется своеобразие детской картины мира?

Текст

Жили были дед и баба. И однажды баба попросила у деда новый кухонный стол. Пошел дед в лес, долго ходил-бродил, и нашел самое красивое и большое дерево. Спилил он его и начал из него делать новый кухонный стол. Сделал и принёс его к бабе. Бабе стол понравился и сказала она своему деду: «Спасибо дед, ты хороший, у тебя золотые руки».

Билет 7.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Перед вами сочинение третьеклассницы о любимой игрушке. Проанализируйте этот текст. Предложите критерии анализа текста. Каковы ваши предположения об уровне речевого развития ребенка? В чем, по вашему мнению, проявляется своеобразие детской картины мира?

Текст

Мой любимый медвежонок Кузя.

Мне моего мишку подарили на день рождения, когда мне было пять лет. Зовут моего мишку Кузя, сделан он из меха. Голова у него большая, глаза маленькие, нос черный, язычок красный, туловище овальное, лапки толстые. Медвежонок мягкий, приятный. Его, наверно, сделали добрые руки мастера. Я люблю играть с ним в цирк, в школу. Спать я всегда ложусь вместе с ним. Однажды я приносила медвежонка в школу.

Билет 8.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Представьте, что Вы учитель, который в течение ряда лет целенаправленно наблюдает речь ученика Кирилла С. Проанализируйте материалы, дайте развернутый комментарий относительно уровня развития речевых умений Кирилла С., назовите достоинства и недостатки его речевого развития. Предложите индивидуальный образовательный маршрут Кирилла С. для реализации в условиях инклюзии.

Класс.

Задание 1. Составьте и запишите простые нераспространенные предложения.

Работа ученика: Машина едет. Цветы цветут. Мальчик бежит.

Класс.

Задание 1. Из набора рассыпанных слов составьте предложения, соедините предложения в текст. Собирая предложения, подумайте, о чем надо сказать в начале каждого предложения, о чем сообщите в конце.

Рассыпанные слова: река, сковать, мороз; побежать, со, мальчишки, к, деревни, всей, речка; крик, поднять, радостный, они.

Составленные учеником предложения: Мороз сковал реку. Со речки побежал мальчишка к всей деревне. Они подняли радостный крик.

Задание 2. Напишите сочинение на тему «Зима в лесу».

Текст письменного сочинения:

Зима в лесу красивая. Снег красиво блестит. На деревьях лежит. Мы гуляли в лесу. Мы рассматривали следы зверей. Зимой в лесу как в сказке. Хорошо в лесу!

Класс.

Задание 1. Определите границы предложений в тексте-отрывке из произведения А.С. Пушкина «Метель».

«… Смеркалось в одну минуту дорогу занесло окрестность исчезла во мгле мутной желтоватой Владимир ехал полем до Жадринской рощи ехать более получаса Владимир начинал сильно беспокоиться кругом всё овраги да сугробы наконец в стороне что-то стало чернеть дорога стала гладкой роще не было конца…»

Работа ученика: «… 1. Смеркалось. 2. В одну минуту дорогу занесло. 3. Окрестность исчезла во мгле мутной желтоватой. 4. Владимир ехал полем 5. До Жадринской рощи ехать более получаса. 6. Владимир начинал сильно беспокоиться. 7. Кругом всё овраги да сугробы. 8. Наконец в стороне что-то стало чернеть. 9. Дорога стала гладкой. 10. Роще не было конца…»

Билет 9.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Молодой учитель решил провести исследование на тему «Роль семьи в формировании у современных младших школьников культуры поведения», разработал анкету для родителей своих учеников, провел анкетирование на родительском собрании. Оцените умение начинающего учителя проектировать исследование, выбирать и применять современные методики диагностики. Предложите коррективы, дополнения.

Анкета для родителей

1. Занимаетесь ли Вы воспитанием культуры поведения Вашего ребёнка?

A. Да, веду эту работу регулярно, целенаправленно;

B. Время от времени, в случае необходимости;

C. Нет, считаю, что родители должны вести себя культурно, тогда и дети усвоят культуру поведения.

2. Часто ли Вам приходится напоминать ребёнку о том, что именно должен сказать вежливый человек в той или иной ситуации?

A. Да, довольно часто;

B. Напоминаю, когда надо предотвратить ошибку;

C. Нет, мне не приходится этого делать.

3. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении?

A. С ровесниками;

B. Со взрослыми людьми;

C. С учителем.

4. В каких ситуациях напоминать ребёнку о культуре поведения приходится чаще?

A. В ситуации приветствия;

B. В ситуации прощания;

C. При знакомстве;

5. Какие именно трудности в общении возникают у Вашего ребёнка?

A. Не знает «вежливых» слов;

B. Знает вежливые слова, но не умеет выбрать с учётом ситуации (собеседника, обстоятельств);

C. Трудностей нет.

6. Знает ли Ваш ребёнок выражения речевого этикета (приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы)?

A. Да, конечно, знает;

B. Знает, но не всё;

C. Практически не знает.

Билет 10.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Учитель разработал вопросы для проведения индивидуальной беседы с учениками. Укажите цель индивидуального опроса. Сделайте конструктивные предложения.

Вопросы для индивидуальной беседы

1. Умеешь ли ты слушать?

2. Чему именно ты хочешь научиться?

3. Для чего людям надо уметь внимательно слушать других?

4. Почему ты слушаешь учителя? Родителей? Друзей?

5. Для чего люди слушают радио- и телепередачи?

6. Внимательный ли ты слушатель?

7. Как показать говорящему, что ты его внимательно слушаешь?

8. Почему люди иногда слушают с блокнотом?

9. Каких людей ты предпочитаешь слушать внимательно?

10. Кто твой самый лучший слушатель? Почему именно этот человек?

Билет 11.

1. Защита проекта «Методы и приемы реализации речедеятельностного подхода в образовательном процессе (дошкольного образовательного учреждения, начальной школы (по выбору))».

2. Практико-ориентированное задание.

Наши рекомендации