С задержкой психического развития к школе
Особенности адаптации детей
Многие родители сталкиваются с диагнозом ЗПР при поступлении в школу. Многих такое заключение психиатра пугает, кто-то из родителей остается равнодушным, но оставлять без внимания такое заключение нельзя. Хочется поделиться с Вами, родители, что это за диагноз, что является его причинами и как можно построить работу с ребенком с ЗПР.
Итак, задержка психического развития - это парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций. Основные черты: незрелость эмоцианально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Характерная особенность - частичность, очаговость поражения, а не монотонность как при умственной отсталости. А так же временный характер недуга.
Недоразвитие эмоцианально-волевой сферы обычно выражается в недостаточной мотивации к общению, эмоции развиты на «предыдущий» возраст, повышенная внушаемость, быстрая нервная истощаемость, неглубокость воображения, при общей обеднённости игровой деятельности яркая эмоциональная увлеченность.
Недоразвитие познавательной сферы выражается в отсутствии мотивации к обучению, недостаток любопытства, поиск лёгких путей, предложение первого попавшегося решения и не желание/невозможность подумать над другими вариантами.
При ЗПР страдают все функции высшей нервной деятельности – память, речь, мышление, воля, эмоции, внимание, воображение.
Причины возникновения ЗПР условно можно поделить на следующие группы:
1. Очаговые поражения ЦНС, недостаточность ЦНС вызванные некоторыми проблемами, такими как: патология внутриутробного развития (длительная гипоксия), патология родов (преждевременная отслойка плаценты, применение механической стимуляции и т.п.), заболевания в первые 3 года жизни.
2. Хронические заболевания, частое пребывание в стационарах, особый режим сохранности физического здоровья.
4. Длительная социокультурная депривация – неблагополучная, асоциальная семья или сиротство.
5. Длительное или чрезмерно сильное воздействие психотравмирующих факторов. В том числе гиперопеки.
По разным оценкам от 80 до 90% всех случаев ЗПР относятся к цереброорганическим поражениям. Т.е. ЗПР вызванное очаговыми поражениями мозга. Это самая тяжелая форма ЗПР.
Необходимо отметить, что поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний, в связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения, они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Для детей с задержкой психического развития характерно не сформированность общей способности к учению, что лежит в основе снижения обучаемости и определяет проблемы школьного обучения. Дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Большое значения для адаптации детей с ЗПР, играет общение. Когда ребенок приходит в школу, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических особенностей. Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли новое окружение. Неблагоприятное положение детей с задержкой психического развития в среде сверстников рождает у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем возрастном интеллектуальном уровне, в частности на игре, дающей больше шансов на успех. Таким образом, игровые интересы этих детей не только определяются незрелостью эмоциональной сферы, но и вторично закрепляются неуспехом в школьной деятельности. Все это усугубляет нарушения адаптации этих детей к школьным условиям, способствует их невротизации, а в старшем возрасте — и нарушению поведения.
Отсутствие адаптации у детей с особенностями в обучении связано с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Однако есть дети с ЗПР, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика. Такой ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться: мне с вами неинтересно».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поступление в школу является огромным стрессом для детей с ЗПР. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Раньше их основной деятельностью была игра, а теперь - это учебная деятельность. Но для детей с особенностями в развитии основную деятельность занимает игра и в школе. Дети не имеют мотивации к учебе, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию уроков, они быстро утомляются. Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Рекомендации для родителей детей с ЗПР:
1) Необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним, приучать ребенка к определенному режиму дня.
2) С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога и психолога.
3) Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.
4) Главное - необходимо оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
5) Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.
6) При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека.
7) Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время, как дошкольник. Ему это очень надо. Гуляйте с ребенком не меньше 40 минут в день.
8) Бег, подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
9) Ограничьте время приготовления уроков до 1 часа.
10) Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом.
11) Играйте с ребенком.
12) Найдите, за что похвалить ребенка, за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.
13) Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, не усугубляйте сложившуюся ситуацию. Проявляйте участие к проблемам ребенка.
14) Создайте для ребенка щадящий режим.
15) Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых.
16) Ограничьте виды деятельности возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов.
17) Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время не более полутора часов).
18) Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать.
19) Не кричите на ребенка.
20) Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей.
21) Любите и во всем помогайте своему ребенку.
Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Успешность адаптации зависит от общения ребенка с одноклассниками и учителем. Также с детьми с ЗПР проводит работу психолог, оказывает помощь дефектолог. Он проводит коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка к учебе. Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.