Произношение звуков в предложениях

Расскажем звуку ж и его друзьям об этих предметах.

Выставляются предметные картинки: ежевика, желуди, утюжок, ножницы.

О чем можно сказать: «Я режу. Я глажу. Я вижу»? Придумайте предложения со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» — и ответьте на него. (Вяжу, лежу, хожу, сижу, дрожу, мажу.) Звук ж слушал, слушал и говорит: «Я от вас сейчас убежу. Правильно ли он сказал?

Составление предложений детьми.

8. Анализ словесного состава предложения
Зарисовка схем. Допускается намеренная ошибка.

9. Физминутка
Игра «Жуки».

10. Произношение звука ж в чистоговорках и стихах
Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас.

Диалог ведут два ребенка или две подгруппы детей, передавая жесты, мимику ежей, жука и жирафа

Встретил в чаще еж ежа. Жук жужжит:

— Как погода, еж? — Я шел и шел.

— Свежа. Желтый камешек нашел.
И пошли домой дрожа, — Это желудь! Ты неправ,
Съежась, сгорбясь, - Говорит жуку жираф.

Два ежа. — Что ж, повесь его на сук,

И. Демьянов Говорит жирафу жук.

Г. Сапгир

11. Знакомство с буквойж

Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

С. Маршак

12. Запомним правило:в слоге жи пишется буква и.
Чтение и выкладывание слов ужи, ежи, жаба, жуки.

13. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба»

Итог занятия

Тема «Звуки ш, ж»

КАК ЖЕНЯ И ДАША ИСКАЛИ ПУШКА И ДЖЕКА

Материал.Игрушки или плоскостные фигурки (собачка, котик, медвежонок, жираф, ежик, мартышка, доктор Айболит, дедушка); куклы (девочка и мальчик).

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, ежа с больной ножкой, мартышку с простуженным горлом.

2. Сообщение темы занятия
Выставляются две куклы мальчик и девочка

Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук ж. > (Женя.) В имени девочки есть звук ш. (Даша, Маша.) Назовем ее Даша.

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес
ким признакам

4. Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук»

Послушайте, какими были Женя и Даша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.

5. Произношение звуков в словах. Развитие фонемати
ческих представлений,

У Жени и Даши жили кот и собака. Придумайте им клички со звуками ш, ж. (Пушок, Джек.) Однажды Джек и Пушок ушли из дома и не вернулись. Женя и Даша решили их найти. Стали собираться в дорогу. Какую еду они взяли? (Пирожки, ватрушки, пирожное, шанежки.) Какая на них могла быть одежда? (Джинсы, рубашка, жакет, пиджак, шорты, штаны, жилет.) А если бы это было зимой, что бы они могли надеть? (Шубу, варежки, шапку, кожух, шарф.) Даша и Женя выбрали одежду со звуком ж. В чем они пошли? (В джинсах, пиджаке, жилете.) Нужна ли им пижама? Подскажите нужное слово в моем предложении. Вот они из дома ... (вышли), по дороге ... (пошли), к лесу ... (подошли), в лес ... (зашли). Видят, под большим кустом жасмина сидит доктор Айболит. Догадайтесь, кто к нему пришел лечиться. В слове три слога, первый — мар. (Мартышка.) Вслове последний слог нок. (Медвежонок, ежонок, верблюжонок.) Ежонок был с мамой- ... (ежихой). А еще там был «раф-жи». (Жираф.)

Падежное управление

Кто за кем стоял? У кого что болело? (У жирафа — шея; у ежонка — брюшко; у мартышки — ножка; у медвежонка — горло.)

7. Произношение звуковв предложенияхи связной речи

Подошли Женя с Дашей к зверятам, поздоровались. О чем они спросили у зверят? Тут подбежал к ним медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук ж, и вот что у него получилось «У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня шалить. Я был простушен».

Дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук ш звуком ж.

(Я с мамой жил в берлоге. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У меня был жар. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня жалить. Я был простужен.)

8. Физминутка
«Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили

Головой своей крутили И из речки воду пили.

Вот так и вот так, Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так, Они из речки воду пили,

Медвежата мед искали, А потом они плясали,

Дружно дерево качали Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так, Вот так и вот так,

Дружно дерево качали Дружно лапы поднимали.

Дети имитируют игры медвежат

9. Произношение звуковш, ж в стихах

Попрощались Женя с Дашей со всеми и пошли дальше. Устали. «Сяду на пенек да съем ... (пирожок)», — сказала Даша. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Женя.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Послушайте, о чем говорил Женя с ежом:

Ежик, еж, где ты живешь?

— Под кустом меня найдешь

— Ежик, еж, куда идешь?
— На лужайку я иду,

Там еду себе найду.

— Ежик, еж, кого найдешь?

— Я найду жука и мышку,
Отнесу своим детишкам,
Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно ... (не ссориться и делиться игрушками). Даша спросила Ежика: «Видел ли ты Джека и Пушка?» «Видел, они ругались и в разные стороны разбежались», — ответил Еж. Подскажите Даше и Жене, как найти Пушка и Джека. Позовем и мы их. Скажем слово Пушок по слогам. (Пу-шок.) Какой звук мы произнесли протяжно? Как мы его назовем? (Ударный звук.) Тут из-за деревьев вышел дедушка, его избушка была неподалеку. «У меня ваш Пушок», — сказал дедушка. Что было дальше, придумайте сами.

Дети придумывают конец сказки. Им предлагают использовать в сказке слово пожар.

А как поступили бы вы, увидев непотушенный костер? 10. Итог занятия

Тема «Звуки з, ж»

ЛЕСНАЯ ШКОЛА

Материал.Картинки животных (козы, ужи, ежиха с ежатами, медвежата, зубр, жираф, фазан, жар-птица), насекомых (комаров, жуков); картинки с изображениями разного количества животных и цифры из набора к игре «Раз, два... сосчитай»; цветовые символы звуков, полоски для изображения предложений.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Показ картинок жуков и комаров.

Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит, и вот — сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.

Действия сопровождаются произнесением звуков з, ж.

Сообщение темы занятия

Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается школа для животных. Изучаются звуки з, ж».

Наши рекомендации