Произношение звуков в предложениях
Расскажем звуку ж и его друзьям об этих предметах.
Выставляются предметные картинки: ежевика, желуди, утюжок, ножницы.
О чем можно сказать: «Я режу. Я глажу. Я вижу»? Придумайте предложения со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» — и ответьте на него. (Вяжу, лежу, хожу, сижу, дрожу, мажу.) Звук ж слушал, слушал и говорит: «Я от вас сейчас убежу. Правильно ли он сказал?
Составление предложений детьми.
8. Анализ словесного состава предложения
Зарисовка схем. Допускается намеренная ошибка.
9. Физминутка
Игра «Жуки».
10. Произношение звука ж в чистоговорках и стихах
Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас.
Диалог ведут два ребенка или две подгруппы детей, передавая жесты, мимику ежей, жука и жирафа
Встретил в чаще еж ежа. Жук жужжит:
— Как погода, еж? — Я шел и шел.
— Свежа. Желтый камешек нашел.
И пошли домой дрожа, — Это желудь! Ты неправ,
Съежась, сгорбясь, - Говорит жуку жираф.
Два ежа. — Что ж, повесь его на сук,
И. Демьянов Говорит жирафу жук.
Г. Сапгир
11. Знакомство с буквойж
Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
С. Маршак
12. Запомним правило:в слоге жи пишется буква и.
Чтение и выкладывание слов ужи, ежи, жаба, жуки.
13. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба»
Итог занятия
Тема «Звуки ш, ж»
КАК ЖЕНЯ И ДАША ИСКАЛИ ПУШКА И ДЖЕКА
Материал.Игрушки или плоскостные фигурки (собачка, котик, медвежонок, жираф, ежик, мартышка, доктор Айболит, дедушка); куклы (девочка и мальчик).
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, ежа с больной ножкой, мартышку с простуженным горлом.
2. Сообщение темы занятия
Выставляются две куклы мальчик и девочка
Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук ж. > (Женя.) В имени девочки есть звук ш. (Даша, Маша.) Назовем ее Даша.
3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес
ким признакам
4. Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук»
Послушайте, какими были Женя и Даша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.
Произносятся слова послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.
5. Произношение звуков в словах. Развитие фонемати
ческих представлений,
У Жени и Даши жили кот и собака. Придумайте им клички со звуками ш, ж. (Пушок, Джек.) Однажды Джек и Пушок ушли из дома и не вернулись. Женя и Даша решили их найти. Стали собираться в дорогу. Какую еду они взяли? (Пирожки, ватрушки, пирожное, шанежки.) Какая на них могла быть одежда? (Джинсы, рубашка, жакет, пиджак, шорты, штаны, жилет.) А если бы это было зимой, что бы они могли надеть? (Шубу, варежки, шапку, кожух, шарф.) Даша и Женя выбрали одежду со звуком ж. В чем они пошли? (В джинсах, пиджаке, жилете.) Нужна ли им пижама? Подскажите нужное слово в моем предложении. Вот они из дома ... (вышли), по дороге ... (пошли), к лесу ... (подошли), в лес ... (зашли). Видят, под большим кустом жасмина сидит доктор Айболит. Догадайтесь, кто к нему пришел лечиться. В слове три слога, первый — мар. (Мартышка.) Вслове последний слог нок. (Медвежонок, ежонок, верблюжонок.) Ежонок был с мамой- ... (ежихой). А еще там был «раф-жи». (Жираф.)
Падежное управление
Кто за кем стоял? У кого что болело? (У жирафа — шея; у ежонка — брюшко; у мартышки — ножка; у медвежонка — горло.)
7. Произношение звуковв предложенияхи связной речи
Подошли Женя с Дашей к зверятам, поздоровались. О чем они спросили у зверят? Тут подбежал к ним медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук ж, и вот что у него получилось «У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня шалить. Я был простушен».
Дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук ш звуком ж.
(Я с мамой жил в берлоге. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У меня был жар. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня жалить. Я был простужен.)
8. Физминутка
«Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили
Головой своей крутили И из речки воду пили.
Вот так и вот так, Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так, Они из речки воду пили,
Медвежата мед искали, А потом они плясали,
Дружно дерево качали Дружно лапы поднимали
Вот так и вот так, Вот так и вот так,
Дружно дерево качали Дружно лапы поднимали.
Дети имитируют игры медвежат
9. Произношение звуковш, ж в стихах
Попрощались Женя с Дашей со всеми и пошли дальше. Устали. «Сяду на пенек да съем ... (пирожок)», — сказала Даша. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Женя.
Лежит ежик у елки,
У ежа иголки
А внизу, похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат
Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.
Послушайте, о чем говорил Женя с ежом:
Ежик, еж, где ты живешь?
— Под кустом меня найдешь
— Ежик, еж, куда идешь?
— На лужайку я иду,
Там еду себе найду.
— Ежик, еж, кого найдешь?
— Я найду жука и мышку,
Отнесу своим детишкам,
Своим дружным ребятишкам.
После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные.
А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно ... (не ссориться и делиться игрушками). Даша спросила Ежика: «Видел ли ты Джека и Пушка?» «Видел, они ругались и в разные стороны разбежались», — ответил Еж. Подскажите Даше и Жене, как найти Пушка и Джека. Позовем и мы их. Скажем слово Пушок по слогам. (Пу-шок.) Какой звук мы произнесли протяжно? Как мы его назовем? (Ударный звук.) Тут из-за деревьев вышел дедушка, его избушка была неподалеку. «У меня ваш Пушок», — сказал дедушка. Что было дальше, придумайте сами.
Дети придумывают конец сказки. Им предлагают использовать в сказке слово пожар.
А как поступили бы вы, увидев непотушенный костер? 10. Итог занятия
Тема «Звуки з, ж»
ЛЕСНАЯ ШКОЛА
Материал.Картинки животных (козы, ужи, ежиха с ежатами, медвежата, зубр, жираф, фазан, жар-птица), насекомых (комаров, жуков); картинки с изображениями разного количества животных и цифры из набора к игре «Раз, два... сосчитай»; цветовые символы звуков, полоски для изображения предложений.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Показ картинок жуков и комаров.
Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит, и вот — сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.
Действия сопровождаются произнесением звуков з, ж.
Сообщение темы занятия
Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается школа для животных. Изучаются звуки з, ж».