Методическое обеспечение формирования и развития педагогических умений 3 страница

2. Представьте, что младший школьник во время урока достал яблоко и стал его есть. Что лучше предпринять: 1) не обращать внимания; 2) сделать замечание; 3) жестами показать, что он не тем занимается; 4) подойти и, не привлекая внимания других детей, сделать замечание; 5) что еще? Обоснуйте свои действия.

3. Если дети пришли на урок после занятий физкультурой очень возбужденные, то что вы предпримете для установления порядка и дисциплины: 1) строго предъявлю требование; 2) дам возможность успокоиться в течение некоторого времени; 3) использую интересный рассказ, чтобы обеспечить тишину и внимание детей; 4) попрошу дежурных установить дисциплину в классе; 5) накажу особенно активных и непослушных учеников; 6) не обращая внимания на шум, дам задание для самостоятельной работы и укажу время ее выполнения; 7) использую видеозапись телепередачи; 8) начну проверять домашнее задание; 9) дам проверочную работу. Что еще можно предпринять? Какие приемы установления порядка в классе являются, по-вашему, эффективными? Что влияет на их выбор? Поясните на примерах.

4. Что следует предпринять, если большинство учащихся не поняли ваше объяснение нового материала: 1) все повторить; 2) выяснить, что именно учащимся непонятно, и объяснить именно эти моменты; 3) использовать дополнительные наглядные средства (опорные схемы, таблицы и пр.); 4) предложить хорошо успевающим ученикам повторить объяснение; 5) разбить новый материал на части и провести пошаговое объяснение; 6) использовать при повторном объяснении больше примеров, иллюстрирующих сложный теоретический материал. Что еще можно предпринять? Определите, в каких случаях названные приемы окажутся наиболее эффективными.

5. Если ученик не выполнил домашнее задание, то чем бы вы это объяснили, прежде чем выяснять причину у него самого? Назовите возможные причины.

6. Как могут повести себя учащиеся на уроке, если во время ответа ученика с улицы неожиданно донесется «кукареканье»? Что вы предпримете?

7. Предложите возможные способы создания радостного настроения у детей в начале урока, в конце урока, в конце учебного дня.

8. Если дети во время выполнения группового задания ссорятся, что вы предпримете: а) сделаете строгое замечание и потребуете порядка; б) вмешаетесь в работу группы и выясните причину раздора, а затем разрешите конфликтную ситуацию; в) обратитесь к лидеру группы и предложите ему решить конфликт; г) лишите группу права выполнять учебное задание; д) напомните группе о том, что с нее будут сниматься баллы из-за нарушение порядка. Что еще можно предпринять? Что окажется более эффективным?

9. Попробуйте представить ситуации на уроке, когда учитель может проявить «детскость», детскую непосредственность, искренность.

10. Назовите возможные способы, с помощью которых вы можете установить причины опозданий ребенка в школу.

11. Если дети чихают во время уроков, следует ли желать им здоровья или лучше не обращать на это внимания?

12. Очень часто учащиеся не совсем правильно понимают домашнее задание. Что может сделать учитель, чтобы обеспечить осмысленность и правильность понимания домашнего задания? 1) применить сочетание способов предъявления домашнего задания (запись на доске, комментирование, образец выполнения или оформления, проверочная беседа с учащимися и др.); 2) предложить средства для самоконтроля результатов домашней работы; 3) организовать групповую работу дома; 4) снабдить учащихся ксерокопиями домашнего задания. Что еще?

13. Какой вопрос учителя при подведении итогов урока поможет детям выделить в уроке главное и определить основные результаты их учебной деятельности: а) что вы

делали на уроке? б) что нового вы узнали на уроке? в) что вам понравилось на уроке? г) чему вы научились сегодня?

14. Что бы вы использовали при оформлении классной доски, чтобы новый материал стал для учащихся сюрпризом?

15. Сюжеты каких сказок вы использовали бы для изучения нумерации чисел?

16. Какие задания можно предложить учащимся, чтобы они не смешивали понятия «буква» и «звук», «число» и «цифра» и т.п. ?

17. На уроке математики учительница предложила детям провести «эксперимент»: к доске приглашаются ученики (по двое), желающие одновременно, независимо друг от друга, решить один и тот же пример разными способами. Примеры включают сложение двузначных и трехзначных чисел. Один из учеников решает пример способом «сложение в строчку», другой - «сложение в столбик». Затем выходят другие пары учеников и решают другие примеры разными способами. Вопрос: на что может быть направлен «эксперимент»? Как можно использовать этот «эксперимент» в дальнейшей работе на уроке при изучении новой темы «Умножение столбиком»?

18. Ученик опаздывает в класс к началу урока. Открыв дверь, идет к своему месту. Учительница останавливает его, разъясняет, что во время урока прежде чем войти и пройти на место, нужно спросить разрешения. «А кроме того, если вы в гости приходите, то стучите в дверь, правда, ребята?» - обращается она к классу. Юра выходит в коридор, стучит в дверь. «Кто это к нам пришел?» - спрашивает учительница. Юра входит, «по всем правилам» беседует с учительницей, проходит на место. Детям игра понравилась. Учительница возвращается к прерванному уроку, но через некоторое время Коля поднимает руку: «Можно выйти?» Выходит из класса и тут же громко стучит в дверь. «Кто это к нам в гости пришел?» - раздается голос ученика, подражающий интонациям учительницы. В классе оживление, дети долго не успокаиваются. Урок фактически «пропал». Чего не учла учительница? Как следовало ей поступить в данной ситуации?

19. На уроке математики ученики-шестилетки решают две задачи, составленные учителем по картинке: выкладывают решение с помощью геометрических фигур -разноцветных квадратов, треугольников. Убедившись, что большинство детей правильно выложили решение, учительница просит убрать наглядный материал и предлагает следующее задание: самостоятельно составить задачи на сложение и вычитание по другой картинке, которую она тут же прикрепила на доску. На вопрос, заданный через некоторое время: «Кто может рассказать свою задачу?» - поднялось всего несколько рук. Большинство детей занимались укладыванием геометрических фигур: одни собирали их в аккуратную стопку и убирали в положенное место, другие просто играли, выкладывая из фигур лодочки, машины. Что вы можете предложить для исправления положения? Как следовало организовать самостоятельную работу детей, чтобы она оказалась успешной?

20. Вера К. отставала от других детей в учении. Учительница долгое время помогала ей индивидуально. Например, все учащиеся самостоятельно готовят к работе математический набор, а Вере учительница немного помогает, все пишут слог в «Прописи» три раза, а Вера - два. Дольше других Вере разрешали пользоваться линейкой при вычислениях (как наглядной опорой). И все-таки иногда проявлялось нетерпение и недовольство учителя, а вслед за тем и недовольство детей в классе медлительностью Веры, ее «непонятливостью». Дело усугублялось тем, что Вера была самой рослой в классе, выглядела второклассницей. Девочка очень болезненно переживала не только прямые замечания, но даже неодобрительные взгляды

учительницы. Чем можно помочь девочке? Что еще может предпринять учительница?

21. Рушан сидит за первой партой. Он очень любит отвечать на вопросы учителя. В учении он отстает от класса, редко успевает выполнить правильно задание вместе со всеми. Поэтому учительница время от времени задает специально ему доступный вопрос, чтобы приобщить к совместному труду. Однажды на уроке математики учительница проверяла ответы примеров, которые решали дети. «Хорошо, молодец, умница», - хвалит учительница тех, кто называет правильные ответы. У Рушана правильных ответов почти нет. Но вот учительница спрашивает: «А у кого есть ошибки?» Соседка Рушана успела указать ему на его ошибки, и мальчик радостно тянет руку и почти кричит: «У меня, у меня есть ошибки!» Как поступить учительнице?

22. При чтении стихотворения «Эхо» дети не передали его оригинальность и красоту. Какой прием можно применить, чтобы исправить эту ошибку?

23. При выполнении задания по рисованию дети нарушили законы перспективы, расположения предметов на листе. Во время оценивания ребенок не согласился с тем, что учитель снизил ему оценку. К какому приему можно прибегнуть, чтобы ученик объективно оценил свою работу?

24. В книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» детям предлагается сочинить новые сказки на основе известных. Какие приемы, подходы, способы вы предложили бы детям для составления таких сказок?

25. При проверке тетрадей учительница обнаружила «странные» ошибки: дети путали в двузначных числах места десятков и единиц и писали вместо «73» «37», вместо «16» «61» и т.п. Что следует предпринять, чтобы дети не допускали подобные ошибки? Какие задания можно предложить им для исправления ошибочных действий?

26. Учительница дала детям задание: самостоятельно решить примеры, а когда стала проверять работу, обходя парты, то обнаружила, что все ученики как один решают примеры не тем способом, который должен быть использован при решении примеров данного вида. Что должна предпринять учительница?

Задания для развития креативности педагогического мышления

1. Сочините «математическую» сказку (например, о числах, единицах измерения, геометрических фигурах и т.д.).

2. Сочините сказку о квадрате, прямоугольнике и ромбе, чтобы в ней были хорошо видны отличия этих фигур.

3. Сочините «грамматическую» сказку (например, о звуках и буквах, о словах и слогах, о членах предложения и т.д.).

4. Составьте оригинальные темы сочинений (о природе, о семье, о животных, о путешествиях и т.д.), которые потребовали бы от учащихся фантазии, творческого воображения.

5. Придумайте небольшое стихотворение о каком-нибудь правиле (правописание окончаний, умножение и т.п.).

6. Придумайте и изобразите свои иллюстрации для учебника.

7. Разработайте нетрадиционный урок.

8. Придумайте оригинальную опорную схему нового материала (учебный предмет, тема - по выбору).

9. Определите возможные противоречия (на материале конкретной темы любого учебного предмета).

10. Составьте тексты писем, адресованных разным учащимся: а) хорошо успевающей, благополучной девочке; б) ученице из малообеспеченной семьи, увлекающейся балетом; в) мальчику со средними учебными возможностями без особых интересов в жизни; г) озорному, веселому, бесшабашному ученику с набором разных отметок по всем предметам; д) тихоне, застенчивому ребенку; е) упорно отстающему по всем предметам мальчику - отзывчивому, хорошему товарищу.

11. Придумайте сценарий урока, который вы проведете с учащимися не в классе, а в другом месте (например, у памятника поэту; в зоопарке; и т.д.).

12. Придумайте оригинальную дидактическую игру.

13. Придумайте ситуативные игры для выяснения разницы между стилями речи (разговорной, деловой, художественной).

14. Изготовьте оригинальное наглядное пособие.

15. Придумайте для своих уроков педагогический девиз.

16. Составьте для родителей своих учеников оригинальную памятку по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий.

17. Что бы необычного вы предложили родителям, если их ребенок: 1) без меры увлекается компьютером; 2) не любит читать; 3) все свободное время играет; 4) много смотрит телепередач и видеофильмов; 5) слишком много времени проводит на улице?

18. Составьте замысел нетрадиционного внеклассного занятия по учебному предмету.

19. Составьте замысел урока с проведением его двумя учителями (или участием представителя какой-либо внешкольной организации).

20. Если бы вам предложили написать педагогическую книгу, чему вы ее посвятили бы?

21. Изучите современные образовательные технологии и попробуйте определить, какими достоинствами и недостатками они обладают. Свои критические замечания аргументируйте.

22. Разработайте замысел собственной образовательной технологии.

23. Сочините педагогический рассказ (из жизни учительницы, о событии из школьной жизни, о случае на уроке и т.п.).

24. Пофантазируйте и составьте профессиональный портрет учителя середины XXI века.

25. При работе с текстовыми задачами младшие школьники часто допускают ошибки из-за невнимательного чтения условия задачи. С целью развития внимания опытные учителя используют задачи с недостающими, нереальными или лишними данными, с неверными вопросами. Составьте такие задачи.

26. Составьте правила оформления классной доски.

27. Составьте эскиз одежды учителя для рабочего дня и для детского праздника.

Упражнения и задания для развития учебной и профессиональной мотивации

1. В начале каждого занятия (лекционного, практического и др.) определите цели, которые вы хотели бы достичь. Для этого можно на первых порах использовать готовый набор возможных формулировок целей:

- научиться выделять главные мысли в сообщениях;

- научиться подбирать свои примеры, подтверждающие теорию;

- научиться ставить вопросы;

- научиться аргументировать свои ответы;

- научиться делать выводы, обобщения;

- научиться составлять опорные конспекты;

- научиться составлять схемы изучаемых понятий, явлений, процессов;

- научиться применять теорию на практике;

- научиться составлять реферат;

- научиться выступать с докладом;

- научиться определять свои учебные цели и задачи.

При систематической работе по постановке и выбору целей занятия вскоре отпадает необходимость обращения к предлагаемому перечню целей, появляются свои варианты целей - их состав расширяется. Овладевая одними умениями, студент переходит к развитию других. В конце каждого занятия студентам на основе самооценки рекомендуется проверить, насколько удалось приблизиться к запланированному результату - удалось ли достичь намеченной цели?

2. Просмотрите видеозапись урока. Была ли деятельность учителя целенаправленной? К каким целям стремилась учительница?

3. Определите с помощью шкалирования (см: с. 90) уровень развития мотивации учения. Чем вы можете подтвердить полученный уровень? Какие задачи вы поставите для развития своей мотивации?

4. Проанализируйте свои мотивационные состояния и определите, какого вида мотивация превалирует в данный момент (учебная, профессиональная, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация конфликта и др.).

5. Попытайтесь определить, какие мотивы и потребности у вас развиты больше -социальные или личностно значимые.

6. Просмотрите видеозапись урока и представьте, что на месте учителя оказались вы. Хотелось бы вам что-то изменить в уроке, действовать по-другому? Что прежде всего вы изменили бы в уроке?

7. Подготовьтесь к ведению семинара (студентам предлагается добровольно сделать выбор: «Кто хотел бы выступить в роли руководителя обсуждения какого-либо доклада?»). Во время занятия руководителями могут быть несколько студентов по очереди.

8. Во время выступления на семинаре товарища по группе продумать и сформулировать вопросы по содержанию доклада.

9. Внимательно выслушайте сообщение, доклад товарища по группе и прорецензируйте его.

10. Выберите по своему усмотрению тему реферата, курсовой, дипломной работы, тему для разработки конспекта урока и т.д.

11. Определите, в какой форме вы хотите сдавать экзамен: 1) традиционно - по билету; 2) дифференцированно - в установленные сроки отчитываться по блокам экзаменационных вопросов; 3) защита реферата -выступление с докладом по теме реферата, ответы на вопросы присутствующих, участие в обсуждении других докладов; 4) письменный экзамен; 5) экзамен-автомат (на основе системы требований).

12. Определите, по какому вопросу предстоящей лекции вы хотели бы подготовить сообщение и выступить в паре с преподавателем.

13. Подберите заранее для предстоящей лекции примеры по новой теме из школьной практики (по материалам своих наблюдений, прочитанных книг и статей, просмотренных фильмов и спектаклей).

14. Во время педагогической практики понаблюдайте уроки опытных учителей и своих товарищей по студенческой группе. Определите, что бы вы переняли в свою педагогическую деятельность?

Участие студентов в деловых игр ах повышает их активность, способствует развитию мотивации учебной и профессиональной деятельности. Ниже предлагается один из вариантов деловой игры (123), в который при желании можно внести изменения (особенно в содержание заданий для участников игры), чтобы придать нужную профессиональную направленность обучения.

Педагогическая игра

Деловая игра «Метод обучения». Игровая ситуация заключается в противопоставлении двух методик преподавания путем раскрытия их сущности и проведения эксперимента с демонстрацией его результата. Суть эксперимента в том, что каждая игровая группа - методическое объединение - готовит изложение нового материала по той методике, сторонником которой она является. Демонстрация результата эксперимента проходит в форме фрагмента урока, который дает председатель каждого методического объединения перед членами ученого совета.

Руководитель деловой игры объясняет смысл игры, распределяет роли между ее участниками: председатель ученого совета, члены ученого совета (от 2 до 5 человек), автор методики «действий и аналогий», автор методики обучения «проблемной последовательности», студенты (1-3 человека), сторонники МДА - методическое объединение 1, сторонники методики МПП - методическое объединение 2.

Каждому участнику, выполняющему игровую роль, раздается специальная инструкция (см. рекомендации к игре).

Этапы деловой игры «Методы обучения»

1. Вступительное слово руководителя игры, распределение ролей.

2. Выступление председателя ученого совета.

3. Выступление автора методики обучения МДА.

4. Выступление автора методики МПП.

5. Подготовка фрагмента урока по поддерживаемой методике членами методического объединения - сторонниками методики МДА и сторонниками методики МПП.

6. Демонстрация фрагмента изложения учебного материала по поддерживаемой методике - выступление сторонников МДА и выступление с фрагментом урока сторонников МПП.

7. Опрос мнения «студентов», которые обучались по методике МДА и МПП (для «свежего» восприятия учебного материала по второй методике должен быть студент, который не слышал изложения учебного материала по первой методике, а также должен быть студент, который слушал изложение учебного материала по обеим методикам).

8. Свободная дискуссия членов методических объединений.

9. Выступление членов ученого совета, в который входят известные педагоги прошлого и современности (члены ученого совета распределяют между собой роли известных педагогов и вначале оценивают предложенные методики обучения с позиции выбранного известного педагога, а затем могут дать и собственную оценку достоинств и недостатков методик).

10. Подведение итогов, выявление победителя - автора более удачной методики обучения. Выступление председателя ученого совета: Мы собрались, чтобы обсудить две различные методики изложения нового материала. Они разработаны на основе различных теоретических подходов. Авторы знакомы с методикой друг друга, однако не могут прийти к единому мнению в отношении научной и практической ценности своих методик. Каждый уверен, что прав он и его методика лучше. Для разрешения возникшего разногласия авторы обратились в наш совет. Нам предстоит заслушать обоих авторов, и поскольку критерием истины выступает практика, провести эксперимент, выявить в свободной дискуссии мнения сторон, членов ученого совета, студентов и вынести окончательное решение, отдав одной из методик предпочтение в обучении и развитии творческих способностей учащихся. Итак, предоставляем слово автору методики действий и аналогий.

Выступление автора методики МДА - «Действий и аналогий»:

Уважаемые члены ученого совета! Отрицать необходимость формирования творческого мышления у студентов было бы по меньшей мере недальновидно. Однако сразу же возникает ряд вопросов, на которые следует дать прямой ответ. Можем ли мы научить творческому мышлению всех? Каким образом это осуществить? Да и нужно ли учить творческому мышлению? Да, творцы нам нужны. Но не будем обольщаться, что каждого студента мы доведем до уровня творца. Этот социальный заказ пока невыполним.

Взаимосвязь между обучением и развитием общеизвестна. Уместно напомнить о том, что умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний, на что обращал внимание еще Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более она способна рассуждать». Знания - необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретаются знания, т. е. характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных приемов умственной деятельности, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Применение методики действий и аналогий (МДА) обеспечивает формирование умений и навыков, ускоренное и прочное усвоение учебной информации. Программы и учебники почти всех учебных предметов составлены так, что их материал сложен для восприятия и студенты не могут осуществить самостоятельный поиск знаний. Для решения проблемных ситуаций нужны опорные знания. Они-то и формируются с помощью МДА. МДА основана на предъявлении студентам информации в двух формах: наглядной (схема, плакат, модель) и словесной, т. е. используется опора на зрительный и слуховой анализаторы. Доступность МДА для учащихся можно проиллюстрировать на примере известной всем мясорубки. Следуя МДА, надо выделить в ней, в ее устройстве отдельные части и узлы. В первый узел входят решетка (1), гайка (2), нож (3); во второй - корпус (4), винт (5), рукоятка (6); в третий - винт с подвижной лапкой (7) и неподвижная лапка (8). Когда вы наблюдаете за работой мясорубки и видите, что первый узел режет мясо, второй перемещает его к ножу и продавливает его через решетку, третий крепит весь аппарат к столу, то вы мысленно повторяете эти действия и у вас складывается представление о работе аппарата в целом.

Следя за логикой преподавателя, проговаривая про себя и вслух названия отдельных узлов мясорубки, представляя мысленно и выражая словами их действия, учащийся приходит к пониманию конструктивного устройства машины в целом и производимой ею операции. То есть блок-схема МДА следующая:

МАШИНА -> УЗЛЫ -> ДЕЙСТВИЯ УЗЛОВ -> ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАШИНЕ

(плакат, схема), механизмы, действия механизмов и операции в целом.

В процессе такой целенаправленной работы учащиеся проходят через все важнейшие компоненты усвоения: восприятие, осознание, осмысление. У них формируются память, речь, навыки анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.

Для чего же нужны аналогии? Чтобы наполнить формируемое понятие образным содержанием, необходимо пробудить воображение учащихся. Например, при пояснении действия винта (шнека) мы должны изобразить человека на винтовой лестнице, предложить учащимся показать траекторию его движения, а также показать путь кусочка мяса в мясорубке. Как правило, учащиеся допускают типичную ошибку, говоря, что мясо движется по винтовой линии. И если обсудить с ними роль выступов внутри корпуса мясорубки, то сформируется адекватное представление об изучаемом процессе.

Заканчивая выступление, хочу обратить внимание, что процесс обучения характеризуется определенной логикой, обеспечивающей оптимально эффективные результаты как усвоения знаний, формирования умения, так и развития познавательных способностей учащихся. Применительно к деятельности учащихся логика процесса обучения отражает процесс учебного познания: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных ситуациях. МДА соответствует всем положениям, перечисленным выше, и должна быть принята на вооружение. Надеюсь, предстоящий эксперимент подтвердит наши выводы. Я с благодарностью приму критические замечания оппонентов и постараюсь учесть их в дальнейшей работе.

Выступление автора методики МПП - «Проблемной последовательности»:

Уважаемые члены ученого совета! Выступление моего коллеги, автора МДА (методики действий и аналогий) произвело на меня сильное впечатление прежде всего признанием той роли, которая отведена действию в логическом анализе устройств и признанием полезности аналогий - в создании образа, в осознании действия. Несомненно, это повышает эффективность обучения. Но, к сожалению, должен констатировать, что предложенная методика только временно лечит традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, но не спасает его. Дело в том, что техническое мышление базируется на трех китах: действии, образе и понятии. И если первые два нашли отражение в методике МДА то ее применение для формирования глубоко осознанного научного понятия вызывает серьезные сомнения.

В процессе пассивного обучения появляется только представление об изучаемом предмете, исторически же понятия формировались и формируются до сих пор только на основе активной целенаправленной деятельности. Поясню это с помощью простой аналогии. Представим себе ребенка, которого заботливая мать приобщает к огромному для него миру. Беря его за руку, она ведет его, показывает различные предметы и объясняет, что, например, это камень, если ты будешь бегать, можешь удариться об него, упасть, запачкать костюмчик и т. п. Но пока ребенок не станет действовать, познавать мир в движении и игре, ни о каком полноценном обучении и воспитании не может быть речи. Для субъекта, пишет выдающийся наш психолог А. Н. Леонтьев, осознание и достижение цели, овладение действиями есть способ удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей. Таким образом, мы должны потребовать, чтобы и учебная деятельность укладывалась в структуру ведущей

деятельности как творческая трудовая или игровая, где важнейшими этапами являются выбор действий и средств их осуществления, а затем их практическая реализация.

Тот факт, что в критикуемой мною методике объяснение средств - механизмов -предшествует объяснению выполняемых ими действий, свидетельствует, что структура этой методики не соответствует структуре целенаправленной деятельности. Можно ли сгруппировать отдельные детали мясорубки в узлы (винт с корпусом, нож с решеткой), не представляя действия этих узлов (продвигать мясо, резать его)? Но самое важное, что при изложении с помощью МДА за исходную точку берется конечный продукт творческой деятельности - уже готовая схема или реальный образец некоторого технического устройства.

Как же перейти от МДА к изложению, соответствующему по структуре целенаправленной познавательной деятельности? Ваша догадка верна: нужно перевернуть блок-схему МДА и получим проблемную последовательность:

постановка задачи

представление об операции

действие 1, действие 2, действие 3

механизм 1, механизм 2, механизм 3

схема, модель, машина

При изучении той же мясорубки нужно идти в направлении, противоположном МДА поставить задачу, обсудить действие уже известных кухонных приборов, выбрать действия, необходимые для получения фарша, определить механизмы их осуществления и затем соединить их в единое устройство, т. е. идти тем путем, которым и была изобретена мясорубка. Для быстрого прохождения этого пути на занятии и необходимы аналогии, которые помогут студентам самостоятельно прийти к нужным выводам. Чтобы не задерживать ваше внимание на частностях, предлагаю посмотреть таблицу, в которой раскрыты все этапы предлагаемой мною последовательности.

На 1 -м этапе (постановки задачи) осознаются цели и вырабатываются требования к операции, к синтезируемому устройству. На 2-м этапе подвергаются анализу существующие способы выполнения операций, т. е. действия, не обеспечивающие выполнения требований. Здесь важно создание образного представления об операции в целом, чтобы затем разделить операцию наилучшим образом на составляющие, новые действия. В данной последовательности важным элементом выступает схема синтезируемого устройства - графическая модель, которая служит для формирования с помощью действий (3-5-й этапы) мысленной модели. Я с полной ответственностью заявляю, что эта модель и есть та основа понятия, которая является целью обучения.

Надеюсь, что я подобрал достаточно аргументов в пользу моей методики. Я с благодарностью приму вашу оценку о целесообразности ее применения. В предстоящем эксперименте мы, авторы МДА и МПП (методики проблемной последовательности), предлагаем продемонстрировать уроки по изучению устройства сеялки.

Рекомендации автору и председателю

методического объединения МДА

Вы получили схему сеялки. Вам предлагается за 40 минут подготовить фрагмент урока по объяснению принципа работы сеялки с помощью метода действий и аналогий (МДА) для демонстрации его перед членами ученого совета и оппонентами. Блок-схема метода действий и аналогий: МАШИНА (плакат, схема) УЗЛЫ механизмы

ДЕЙСТВИЯ УЗЛОВ и механизмов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о машине и операции в целом

Разберитесь, из каких узлов состоит сеялка, какие действия они выполняют, подберите аналогии к действиям каждого узла и составьте рассказ о работе сеялки. Помните, чем ярче аналогии, тем выше ваша оценка.

Наши рекомендации