Методическое обеспечение формирования и развития педагогических умений 1 страница

В данном разделе предлагаются вопросы, упражнения, задания, описание занятий, способствующие развитию дидактических умений и умений воспитательной работы. Упражнения и задания разработаны к типичным педагогическим ситуациям, к практическим и лабораторным занятиям, педагогической практике. Весь предлагаемый материал систематизирован по группам умений (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных). Каждый блок, включающий упражнения и задания, начинается с описания умений той или иной группы. Именно на выделенные умения авторы ориентировались при составлении и подборе учебного материала. Следует отметить, что далеко не все задания ориентированы строго на какие-то отдельные умения. Поскольку в реальной педагогической деятельности все умения взаимосвязаны, применяются часто в комплексе, то объединение заданий и упражнений по группам умений в определенной степени условно.

В значительной степени развитие умений зависит от сформированности индивидуальности студентов (развития у них интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер психики). Поэтому в профессиональной подготовке будущих учителей важное место должны занять приемы, направленные на сознательное развитие психических и личностных сфер. В данный раздел вошли также разнообразные упражнения и задания, предназначенные для развития у будущих педагогов профессионально значимых свойств и качеств индивидуальности и личности (мотивации учебной и профессиональной деятельности, педагогического мышления, педагогической рефлексии и др.).

Рассмотрим способы развития дидактических умений.

2.3.1.Гностическиеумения. В состав гностических умений входят:

• умения изучать учебные возможности учащихся педагогическими средствами (анализировать письменные, практические работы и устные ответы детей, определять уровни их обученности, развитости и воспитанности, уровни отношения к различным учебным предметам, к различным видам работы на уроках, к учению в целом, степень

проявления отдельными учениками и классом в целом эмоций, воли, рефлексии, самооценки в учебно-воспитательном процессе);

• умения изучать программные и учебно-методические материалы (определять ведущие идеи, концепции, научные подходы, глобальные цели и задачи изучения конкретного учебного предмета, раздела, темы; находить критерии оценки результатов изучения учебного предмета для той или иной ступени образования; определять основные элементы знаний (понятия, теории, закономерности, факты и пр.) и предметные умения в рамках учебного курса, раздела, темы; определять основные формы учебной информации в учебной литературе (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения учебных действий и др.); анализировать образовательные технологии и определять их реальную применимость в конкретных условиях);

• умения изучать собственные педагогические способности (пользоваться диагностическими тестами, рефлексировать, определять положительные и негативные стороны собственной педагогической деятельности - особое внимание уделить выявлению у себя коммуникативных и организаторских умений, способности к фасилитации; давать самооценку);

• умения анализировать урок (проводить самоанализ и анализ уроков своих коллег, пользоваться разными видами анализа);

• умение обосновать свой выбор учебной информации, методов и форм обучения и

др.;

• умение объяснить свои действия во время урока;

• умение оценить ход и результаты учебной деятельности (проанализировать или прокомментировать ответ учащегося, определить ошибки и недочеты в учебных действиях и их результатах, применить критерии оценок).

Возможности развивать гностические умения имеются на практических и лабораторных занятиях. Рассмотрим методику их проведения.

Практическое занятие (по возрастной психологии)

Тема: Проявление психических сфер школьника в процессе обучения. Учебные задачи:

1) углубить представление о психических сферах школьника за счет конкретизации знаний, полученных на лекциях;

2) научиться по внешним признакам определять психические сферы школьника, их проявление во время урока.

Занятие проводится по следующему плану:

- краткое повторение основных характеристик сфер психики человека;

- выполнение задания: (просмотр видеозаписи фрагмента урока, в ходе которого необходимо накопить данные о проявлении психических сфер школьников); задание выполняется подгруппами, образованными в соответствии с отдельными сферами психики (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), в результате каждая подгруппа следит за проявлением одной сферы;

- беседа по анализу фрагмента урока. Основные вопросы беседы:

1) удалось ли увидеть проявление психических сфер школьников?

2) какие факты подтверждают это?

3) что особенного в проявлении сфер психики (что особенного в их характеристике, когда речь идет о разных сферах)?

4) какие выводы можно сделать о фактах проявления психических сфер, о соотношении между сферами?

Перед просмотром видеозаписи урока студенты знакомятся с описанием внешних признаков проявления сфер психики школьника.

Интеллектуальная - постановка вопросов, осмысленный взгляд, сосредоточенное выполнение учебных действий, ответы на вопросы учителя, самостоятельность действий...

Мотивационная - стремление добавить к ответу, желание работать у доски, постановка перед собой цели, заинтересованность...

Эмоциональная - удивление, возгласы и жесты радости или огорчения, нетерпеливость (трясет рукой, обращая внимание на себя, вскакивает с места и т.д.)...

Волевая - напряженная, сосредоточенная поза при работе, отказ от помощи со стороны...

Предметно-практическая - уверенно действует при выполнении задания, дисциплинирован, организован, последователен...

Саморегуляции - контролирует свои действия, оценивает их, исправляет ошибки, интересуется действиями других учащихся, может найти ошибки и предложить способы их исправления...

Экзистенциальная - переводит внимание с отвлекающих факторов на нужный объект, охотно выполняет упражнения во время физпаузы, следит за осанкой...

Лабораторное занятие №1 (по теории обучения)

Тема: Урок - основная форма организации обучения. Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время начала каждого нового вида работы.

2. Проанализировать уроки с точки зрения дидактической и методической структуры:

- определить основные элементы каждого урока (какой из элементов оказался наиболее длительным? самым коротким? самым продуктивным?)

- на каком этапе каждого урока активность и работоспособность детей оказалась наиболее высокой? чем это можно объяснить?

- определить тип и вид каждого урока;

- составить графически дидактическую и методическую структуры каждого урока.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.

Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной (средней) школе.

Лабораторная работа № 2 (по теории обучения)

Тема: Методы, приемы и средства обучения. Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения использованных учителем и учащимися методов, приемов и специальных средств обучения:

- назвать использованные учителем методы обучения, определить, какие из них на каком уроке были ведущими;

- назвать приемы обучения, определить, какие из них выполняли в основном воспитывающую функцию, какие - развивающую;

- назвать все специальные средства, использованные на каждом уроке, определить, с какими методами или приемами они сочетались;

- определить, какой метод обучения особенно удался с точки зрения эффективности учебной деятельности и почему.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.

Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах отметить особенности применения методов, приемов и специальных средств обучения в начальной (средней) школе.

Лабораторное занятие №3 (по теории обучения)

Тема: Контроль и оценка знаний и умений учащихся. Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов:

- определить, на каких этапах урока (в соответствии с методической структурой) осуществлялся контроль за учебной деятельностью и виды контроля;

- определить, какие виды оценки работы детей использовал учитель на каждом уроке;

- определить формы контроля и оценки;

- определить, с какими методами (приемами) обучения сочетались контроль и оценка учебной деятельности, какие функции выполняла оценка учителя;

- осуществлялась ли самооценка учебной деятельности: как она была организована; была ли взаимная проверка учащимися своих знаний и умений;

- советовался ли учитель при оценивании работы отдельных учеников со всем классом, предлагал ли учащимся оценить чей-либо ответ.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить либо в таблице (попробуйте составить ее самостоятельно ), либо в отдельной специально для этого предусмотренной графе протокола урока (например, в графе «Примечания»), либо отдельным текстом. В выводах отметить особенности контролирующей и оценочной деятельности учителя в начальных (старших) классах.

Лабораторное занятие №4 (по педагогической психологии)

Тема: Формирование учебной деятельности. Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол. Проанализировать каждый урок с точки зрения формирования учебной деятельности:

- определить, какие компоненты учебной деятельности имели место на уроке (записать их в отдельной графе протокола урока);

- какие цели ставились перед учащимися (привести конкретные формулировки);

- создавались ли ситуации, в которых учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности, и насколько успешно;

- какие практические действия выполняли учащиеся для достижения целей (для решения учебных задач);

- каким образом контролировали учебные действия;

- удалось ли детям выполнить учебные задачи и насколько успешно; обращалось ли на это внимание при подведении итогов работы на уроке.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах

отметить особенности формирования учебной деятельности в начальной (средней) школе.

Лабораторное занятие №5 (по педагогической психологии)

Тема: Коммуникативная деятельность учителя на уроке. Задания:

1. Провести наблюдение трех разных уроков и составить подробный протокол.

2. Проанализировать каждый урок с точки зрения коммуникативной деятельности учителя:

- какие коммуникативные приемы использовал учитель на каждом уроке, зависело ли применение этих приемов от учебного предмета;

- какие приемы аттракции были использованы, насколько результативными они оказались;

- стремился ли учитель к фасилитации;

- было ли установлено взаимопонимание учителя с учащимися, по каким фактам вы судили об этом.

3. Составить краткий письменный отчет о выполнении задания. Ответы на поставленные выше вопросы можно представить текстом. Сделайте выводы относительно стиля общения учителя.

Лабораторная работа №6 (по педагогической психологии)

Исследование особенностей внимания и управления им на уроках разных учебных предметов.

Рекомендации по выполнению работы:

1) исследование проводится путем наблюдения за одним из учащихся во время уроков математики, русского языка, природоведения и т.д. - уроки выбираются любые, но разные (в дальнейшем при выполнении других работ наблюдения проводятся за одним и тем же ребенком);

2) в ходе наблюдения ведется запись протокола урока, при этом в специальной графе отмечается вид внимания и его длительность (сколько минут оно сохранялось). Протокол необходимо вести достаточно подробно, чтобы потом, анализируя урок, можно было бы в выводах записать, что способствовало изменению внимания учащегося (внешние обстоятельства, действия учительницы и т.д.). Важно определить те приемы в деятельности учительницы, которые повышали внимание, делали его устойчивым и т.п.;

3) при наблюдении за учащимся можно пользоваться следующей программой:

- как на уроке создается установка быть внимательным?

- как учительница стимулирует интерес к содержанию урока?

- каковы особенности изучаемого материала (доступность, занимательность, необычность, разнообразие и др.)?

- как раскрыта на уроке практическая значимость изучаемого материала?

- как используется наглядный материал для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, сочетание со словом учителя и пр.)?

- как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, сочетание с наглядностью, постановка риторических вопросов и пр.);

- как организована смена видов деятельности на уроке?

- каков темп ведения урока?

- как организуется активность учащихся на уроке?

- как учитываются индивидуальные особенности внимания учащихся во время урока?

Лабораторная работа №7 (по педагогической психологии)

Тема: Исследование восприятия и развития перцептивных способностей учащегося на разных уроках.

Рекомендации по выполнению работы:

1) кроме наблюдения за учащимся во время уроков следует использовать беседу с ним и анализ продуктов его учебной деятельности. При наблюдении ведется подробный протокол, особое внимание обращается на то, какая работа осуществляется с изучаемыми объектами, как обеспечивается их эффективное восприятие. В беседе с учеником важно выяснить особенности его перцептивной деятельности (проявление апперцепции, влияние установки, фона, речевых особенностей учительницы, наглядных средств и др. на восприятие);

2) при наблюдении за деятельностью учителя необходимо сосредоточить внимание на действиях по организации перцептивной деятельности учащихся. Можно воспользоваться при этом следующей программой:

- как создается на уроке установка на восприятие?

- как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов?

- какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?

- как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?

- как использует учительница прошлый опыт учащихся при организации их восприятия?

- как организовано обучение перцептивным действиям?

- как учитываются закономерности развития восприятия?

- как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?

3) в беседе с учеником можно придерживаться следующей примерной программы:

- всегда ли ты следишь за объяснением учительницы?

- всегда ли тебе понятно объяснение?

- все ли тебе бывает понятно? задаешь ли ты вопросы, если тебе что-то непонятно?

- весь ли новый материал ты можешь сразу воспроизвести? если нет, то что именно можешь повторить?

Результаты лабораторной работы оформляются в отчете по форме, аналогичной предыдущей.

Лабораторная работа №8 (по педагогической психологии)

Тема: Исследование процессов памяти на уроках разных учебных предметов и способов их развития.

Рекомендации по выполнению работы:

1) в протоколах уроков особое внимание следует уделить записям, отражающим воспроизводящую деятельность учащегося и запоминание;

2) в ходе наблюдения за уроками одновременно с действиями учащегося необходимо фиксировать действия учительницы, выделяя из них те, которые направлены на обеспечение процессов памяти учащихся. Можно воспользоваться следующей программой наблюдения:

- удалось ли и что конкретно воспроизвести учащемуся на уроке? в чем он испытывал затруднения при воспроизведении материала?

- создавалась ли на уроке установка на запоминание?

- удалось ли (и что конкретно) запомнить новое учащемуся на уроке?

- какими приемами привлекалось внимание учащихся к тому, что подлежало запоминанию?

- проводилось ли обучение учащихся приемам запоминания?

В отчете необходимо представить ответы на следующие вопросы: 1. Какие процессы памяти имели место на наблюдаемых уроках?

Учебный предмет Процесс памяти
Запоминание Сохранение Воспроизведение
Математика Природоведение Чтение      

В графе «воспроизведение» отметьте уровень (уровни), который демонстрировал учащийся на том или ином уроке (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание).

2. Какой учебный материал (или какая деятельность) способствует лучшему запоминанию и воспроизведению?

3. Какие мнемонические действия были осуществлены на уроках?

Учебный предмет Мнемонические действия
Группи -ровка Планиро­вание Классифи­кация Анало­гия Опорные пункты Мнемотех-нические приемы
Матема­тика Приро­довед Чтение            

Какие способы и приемы были использованы учителем, чтобы обеспечить эффективность процессов памяти у учащихся?

Лабораторная работа №9 (по педагогической психологии)

Тема: Исследование мотивационных состояний учащегося на уроках разных учебных предметов и способов формирования его мотивации учения

Рекомендации по выполнению работы:

1) наблюдение проводится за выбранным ранее учащимся в течение трех разных уроков, при этом особое внимание обращается на отношение учащегося к деятельности, организуемой на уроке; необходимо заранее (до наблюдения) приготовить основу для будущего графика мотивационных состояний: по вертикальной оси будут откладываться уровни активности, по горизонтальной - время урока.

В ходе наблюдения через каждые 3 минуты следует точкой фиксировать уровень активности учащегося, отражающий те или иные мотивационные состояния:

I - полная пассивность (отсутствие положительных мотивационных состояний);

II - учащийся с трудом входит в работу, отвлекается по любому поводу (мотивационные состояния носят непроизвольный характер);

III - учащийся работает легко, на отвлекающие факторы не реагирует, хотя и замечает их (стремления, заинтересованность и другие мотивационные состояния четко просматриваются);

IV - полная увлеченность учением, не замечает отвлекающих факторов (явно выраженный познавательный интерес);

2) при наблюдении за деятельностью учителя важно обращать внимание на то, какие действия, слова, жесты, интонации и пр. влекут за собой изменения в мотивационных состояниях учащегося. Эти данные необходимы для того, чтобы при анализе графика указать на причины повышения (или понижения) активности, ее устойчивости (неустойчивости) и т.д. Данные наблюдения за деятельностью учителя на уроке можно фиксировать следующим образом:

Время, мин Деятельность учителя
Организация работы, общая установка...
Устный фронтальный опрос...
   
Задание (общее и индивидуальное) по карточкам, подбадривание...
   
Рассказ по картинке...
   

В отчете необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Является ли отношение учащегося к разным учебным предметам одинаковым?

2. Какие мотивационные состояния удалось пронаблюдать у учащегося на разных уроках?

Учебный предмет Стремле­ние к деятельно сти Стремление к хорошей оценке Желание отвечать Заинтерес ованность Увлечен­ность
Математика          
Русский язык          
Природове­дение          
Чтение          

3. Чем можно объяснить наличие мотивационных состояний у ученика на том или ином уроке? Каковы причины их изменений на одном и том же уроке? (Здесь необходимо представить полученные графики)

4. Какие способы и приемы, используемые учителем, способствовали возникновению (или подкреплению) положительных мотивационных состояний у учащихся? (По каждому уроку отдельно.)

5. Есть ли, по-вашему, необходимость в индивидуальном воздействии на мотивацию наблюдаемого учащегося? Если да, то что бы вы порекомендовали?

Лабораторная работа № 10 (по педагогической психологии) Тема: Исследование особенностей мышления учащегося на уроках разных учебных

предметов и способов его развития.

Рекомендации по выполнению работы:

1) для исследования особенностей мыслительной деятельности учащегося кроме

наблюдения необходимо использовать и такие методы, как беседа с учеником, анализ

его устных и письменных (практических) работ;

2) при наблюдении уроков следует вести самые подробные записи. Можно воспользоваться следующей программой наблюдения:

- какие средства использует учитель для формирования интереса к процессу мышления?

- какие общие приемы мыслительной деятельности формировались на уроке?

- обучались ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

- происходило ли в процессе объяснения выделение главного в содержании изучаемого материала?

- создавались ли на уроке проблемные ситуации? как было организовано их разрешение?

- предоставлялась ли учащимся возможность самостоятельно мыслить? насколько успешной оказывалась мыслительная деятельность детей?

- каким конкретно способам мыслительной деятельности учились дети на уроке?

Программа беседы с учеником

1. Любишь ли ты трудные задания, когда надо думать над своими действиями?

2. Всегда ли тебе понятно объяснение нового материала на уроке?

3. Бывает ли так, что ты догадываешься раньше других, как надо действовать, что делать и т.д.?

4. Можешь ли ты оценить свои рассуждения - насколько они верны?

5. Хотелось бы тебе самостоятельно думать над новыми текстами, решениями новых задач и т.д.?

В отчете представьте результаты наблюдений, проведенных на разных уроках, и результаты беседы с учеником; дайте ответы на следующие вопросы:

- что характерно для мышления учащегося (развиты ли в достаточной степени мыслительные операции, каковы качества его мышления, владеет ли приемами мыслительной деятельности)?

- какие способы и приемы в деятельности учителя (на наблюдаемых уроках) направлены на развитие мышления учащихся?

Сделайте выводы относительно того, какое внимание уделяется развитию мышления детей на уроках и что для этого предпринимается.

Лабораторная работа № 11 (по педагогической психологии)

Тема: Исследование эмоциональных состояний учащегося на уроках разных учебных предметов и управления ими учителем. Рекомендации по выполнению работы:

1) наблюдение ведется за выбранным ранее учащимся в течение трех разных уроков. Для более точного наблюдения следует занять такую позицию, чтобы лицо учащегося хорошо просматривалось. В протоколах уроков в специальной графе необходимо отмечать все эмоциональные состояния и их внешние проявления. Особое внимание обращается на обстоятельства, вызвавшие те или иные эмоциональные состояния, а также на то, какую роль они играют в учебной деятельности (отвлекают, стимулируют, снижают умственное или физическое напряжение и т.д.);

2) наблюдение за деятельностью учителя проводится, во-первых, с целью определения того, каким образом учительница реагирует на возникающие у детей эмоциональные состояния; во-вторых, необходимо определить, вызывает ли специально учительница положительные эмоциональные состояния и каким способом.

В отчете надо дать ответы на следующие вопросы.

1. Какие эмоциональные состояния возникали у наблюдаемого учащегося на каждом уроке?

Учебный предмет Чувство Аффект Страсть Настроение
Математика Чтение Труд        

2. На какие чувства детей оказывал воздействие учитель (отдельно по каждому уроку)?

3. Какие способы и приемы эмоционального воздействия были использованы учителями на уроках? Какие из них оказались наиболее эффективными?

4. Связаны ли эмоциональные состояния детей с содержанием урока, с учебным предметом, с самим учителем?

Обобщите свои наблюдения и сделайте выводы относительно роли эмоций в учебно-познавательной деятельности, а также эффективности педагогической деятельности по обеспечению эмоциональной основы обучения.

Формирование гностических умений возможно не только на лабораторных и практических занятиях, но и во время лекции. Ниже приводится один из примеров.

Лекционное занятие по методике математики

На лекции по теме «Характеристика основных понятий начального курса математики» преподаватель знакомит студентов с математическими понятиями, свойствами и способами действий, которые изучаются в начальных классах. Затем студентам предлагается задание - проанализироватьпрограммы и учебники иопределить основные цели изучения математики.Студенты распределяются на группы. Каждая группа работает с альтернативной программой и соответствующим учебником: студенты выясняют, в каком виде авторы предлагают младшим школьникам те или иные понятия, какова терминология, последовательность изучения, причины этого, способы формирования понятий, делают выводы относительно основных целей изучения математики по конкретной программе и учебнику. Количество рабочих групп зависит от количества имеющихся учебных программ и учебников математики. На работу отводится определенное время (примерно 10-15 минут). Затем студенты докладывают о результатах работы. Во время фронтального обсуждения этих результатов выясняются особенности анализируемых программ и учебников, а также целей, указанных авторами. Аналогично может быть построена работа студентов при использовании во время лекции видеозаписей фрагментов уроков.

Таким образом, на лекциях реально формирование прежде всего гностических умений с помощью заданий, требующих анализа учебного материала с целью выяснения его особенностей, уроков с целью выяснения особенностей деятельности учителя и учащихся или особенностей построения уроков и т.д. Кроме этого студенты отрабатывают и коммуникативные умения в общении с преподавателем и друг с другом.

Формирование и развитие гностических умений в сочетании с коммуникативными возможно и на лабораторных занятиях, если их организация предусматривает, во-первых, применение групповой формы обучения, во-вторых, проведение итогового, обобщающего занятия в форме конференции. Выше приведены описания шести лабораторных заданий по педагогической психологии (они объединены одной темой «Педагогическая деятельность»), направленных на изучение влияния педагогической деятельности на развитие психических свойств личности. Организация занятий состоит в следующем: студенты распределяются на малые группы, выбирают одно из заданий и выполняют его в школе (при этом они могут по-разному разделить работу

между собой: а) все вместе одновременно проводят наблюдения по разным направлениям и объединяют полученные результаты для выводов; б) каждый проводит наблюдение на одном из уроков, а затем все данные сводятся в общую характеристику; и т.д.). К назначенному сроку студенты готовят свои сообщения по результатам выполнения задания, наглядную информацию, ответы на предполагаемые вопросы. На конференции каждая малая группа докладывает о своей работе и ее результатах, отвечает на замечания, вопросы и предложения своих товарищей. Обсуждение направлено на то, чтобы выяснить, насколько успешно удалось студентам выполнить гностическую деятельность, предусмотренную заданиями; насколько владеют студенты коммуникативными умениями; насколько успешной оказалась их собственная учебная деятельность.

2.3.2.Проектировочные умения.В состав проектировочных умений входят:

Наши рекомендации