Прекрасное пробуждает доброе.

Д.Б. Кабалевский

Общие вопросы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Стр. 6

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Значение музыки как вида искусства

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духов­ный мир человека?

Прежде всего ее удивительной возможностью отображать пе­реживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

«Какой интересный материал! ...Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожида­ниях народных»[1],— сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьян­ских песен.

Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объеди­няла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостако­вич создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»[2],— вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразно­го языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».[3]

В этом другая особенность музыки — объединить людей в еди­ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное

Стр. 7

одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».[4] И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой] слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами».[5]

Яркие художественные произведения, выражающие мир боль­ших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмо­циональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души становятся источником и средством воспитания.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими про­изведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особен­ность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея опреде­ленный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисо­вать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вы­рабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоян­ного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздей­ствовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав неж­ный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция поз­воляет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Наши рекомендации