Организация и руководство производственной педагогической практикой
Требования к организации производственной педагогической практики определяются государственными образовательными стандартами высшего образования и внутренними локальными актами университета. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню их подготовки.
К организационно-методическому обеспечению практики относятся: программа педагогической практики и методические рекомендации по организации практики. Основным документом по организации и проведению практики является программа практики.
Организацию и руководство работой бакалавров обеспечивают руководитель практики. При необходимости для консультаций привлекаются высококвалифицированные специалисты из профессорско-преподавательского состава, систематически занимающиеся научно-методической и педагогической деятельностью и имеющими базовое образование соответствующего профиля, учёную степень или учёное звание.
Базами практики являются кафедры университета.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Производственная педагогическая практика предполагает знакомство бакалавров с разнообразными видами педагогической деятельности: проектировочной, организационной, коммуникативной, диагностической, аналитико-оценочной.
В структуре практики выделяются три этапа:
- организационно-подготовительный этап,
- основной этап,
- заключительный, посвящённый подготовке и защите отчёта по практике.
На организационно-подготовительном этапе для планирования и координация деятельности бакалавров целесообразно предоставить возможность студентам ознакомиться с рабочей программой и сформировать индивидуальный план работы.
Индивидуальный план, подписанный студентом и руководителем практики, является документом – контрактом, определяющим характер, объём и продуктивность различных направлений педагогической работы бакалавра.
На основном этапе практики руководитель контролирует процесс выполнения индивидуального плана практики бакалавра, организует консультации, в ходе которых студенты демонстрируют продукты педагогической деятельности, обсуждают возникшие проблемные задачи и план работы по их решению.
На заключительном этапе практики руководитель должен проверить содержание отчёта по практике, приложений и демонстрационных/презентационных материалов, оценить соответствие содержания выполненной работы индивидуальному плану и сделать вывод о возможности допуска бакалавра к защите практики.
Содержание и виды отчетности деятельности бакалавров
Сроки прохождения практики | Виды и содержание работ | Отчётная документация |
1 неделя | Инструктаж по педагогической практике. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с системой управления высшим образовательным учреждением, структурой и функциями основных служб и кафедр университета. Ознакомление с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса. | Запись в индивидуальном плане работы, собеседование |
1 неделя | Ознакомление с нормативными документами планирования учебного процесса. Ознакомление с организацией учебного процесса, формами планирования и учёта учебной, учебно-методической и учебно-воспитательной работы на кафедре. | Составление индивидуального рабочего плана, собеседование, запись в индивидуальном плане работы |
1 неделя | Посещение занятий, проводимых ведущими преподавателями. | Анализ эффективности просмотренных занятий |
2-6 неделя | Посещение занятий, проводимых ведущими преподавателями вуза и магистрантами в рамках педагогической практики. Проектирование и проведение отдельного этапа лекционных или практических занятий по согласованию с преподавателем. | Планы занятий с их методическим обеспечением. Учебно-демонстрационный материал, запись в индивидуальном плане работы. Тесты для контроля знаний обучающихся. Отчет о прохождении производственной педагогической практики. |
- КОНТРОЛЬ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ