Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Занятия по музыкально-исполнительской практике представляют из себя самостоятельную работу магистранта в течении всего времени обучения в тесном контакте с педагогами по специальности, а также с педагогами, читающими специальные теоретические курсы. Результативное освоение дисциплины основано на использовании комплексного подхода к процессу прохождения музыкально-исполнительской практики, что достигается через целенаправленное эффективное приобщение магистранта к самостоятельной работе, способствующей адекватному осмыслению различных певческих традиций, формированию у них навыков исследовательской деятельности (способность сбора и интеграции новой информации, компиляция материала, теоретический анализ, выработка соответствующего стиля изложения).
В процессе освоения учебного курса предполагается написание отчетов и/или сценариев, ведение репертуарных листов и портфолио, призванное к повышению уровня теоретической и практической подготовки обучающихся.
1. Портфолио магистранта формируется и ведется обучающимся с первого дня прохождения практики как в бумажном, так и в электронном формате. Портфолио представляет из себя папку с файлами, содержащую сведения о всех событиях музыкально-исполнительской практики в процессе прохождения как активной, так и пассивного формы практик. На обложке портфолио необходимо указать Ф.И.О. и № кура магистранта. 1-3 листы портфолио должны содержать титульный лист и график прохождения практики. 3-4 листы – репертуарный список магистранта. В папку вкладываются афиши, программки, фотографии концертов, копии грамот и благодарностей (при наличии), аналитические отчеты о посещении различных концертно-музыкальных мероприятий, оперных спектаклей и т.д., а также сценарии концертных программ, разработанных магистром. В конце каждого семестра папка сдается на проверку руководителю практики. Электронное портфолио должно содержать все документы в электронном виде, включая скан-копии. Электронное портфолио предоставляется в конце семестра на флэшке (флэшка возвращается магистру) или по электронной почте руководителю практики и хранится на компьютере в деканате. В названии файла должно быть указано слово «портфолио», Ф.И.О. и № курса магистранта.
2. Отчет о прохождении практики состоит из титульного листа и графика прохождения практики. Отчет служит 1-ой страницей портфолио.
3. Репертуарный лист формируется и ведется обучающимся с первого дня прохождения практики и обновляется в каждом семестре (обновление должно составлять не менее 15% от общего количества произведений). Содержание листа должно быть структурировано по типам и жанрам произведений (допускается добавление пунктов не указанных в образце), фамилии композиторов в каждом разделе указываются в алфавитном порядке. В конце каждого семестра репертуарный лист вкладывается в портфолио. Репертуарный лист служит 2-ой страницей портфолио.
4. Сольная программа магистранта составляется в письменной форме и оформляется в виде концертной программки, которая вкладывается в портфолио.
5. При выборе произведений для сольной программы обучающийся может проконсультироваться с педагогом по сольному пению или вокальному ансамблю.
6. Произведение, исполняемое в рамках реализации сольной программы должно быть хорошо выучено наизусть, проработано соответственно критериям художественной выразительности и соответствовать вокально-техническим возможностям магистранта.
7. В сольной программе допускается исполнение ансамблей, для чего к ней могут быть привлечены другие обучающиеся или педагоги. Ансамбли должны занимать не более 20% сольной программы.
8. При составлении сольной и концертных программ обучающимся могут быть использованы произведения, изучаемые или изученные в предыдущий период освоения специальных дисциплин, а также подготовленные самостоятельно.
9. Аналитический отчет о посещении музыкального мероприятия (концерта, оперного спектакля и т.п.) пишется в произвольной форме, но должен отвечать определенным требованиям (шрифт Times New Roman, размер 14, через одинарный интервал, общий объем 1,5-2 листа печатного текста) и содержать следующие сведения:
- дата и место проведения мероприятия;
- имя композитора (ов);
- перечень прозвучавших произведений или название оперы;
- краткое содержание оперного спектакля;
- имена, фамилии дирижера и исполнителей или названия ансамблей;
- жанры прослушанных в концерте произведений;
- краткая аналитическая оценка обучающегося.
В конце каждого семестра аналитический отчет вместе с подтверждающими документами (афиши, программки, билеты и т.п.) вкладывается в портфолио.
10. Тема сценария концертной программы выбирается обучающимся.самостоятельно из примерного перечня тем, разработанного руководителем практики. Однако возможен и самостоятельный выбор темы в рамках учебной дисциплины по согласованию с руководителем. преподавателем. Кроме того, в процессе работы допускается корректировка темы.
11. При написании сценария обучающийся должен выполнить следующие задачи:
- использовать максимально доступное количество литературы по выбранной теме;
- грамотно и без искажений обрисовать авторскую позицию;
- определить и представить свое видение вопроса в форме научно-популярной лекции.
12. Работа над сценарием программы предусматривает следующие основные этапы: ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и оформлению, выбор темы, определение круга источников (самостоятельный подбор и изучение соответствующей литературы), составление подробного плана, оформление и представление сценария руководителем практики.
13. Сценарий должен быть выполнен в печатной форме на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Его объем не должен превышать 5-6 страниц печатного текста шрифтом Times New Roman, размером 14, через одинарный интервал. По сторонам листа необходимо оставлять поля следующих размеров: с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Листы нумеруются на верхнем или нижнем поле посередине строки сквозной нумерацией. Первой страницей работы (не нумеруется) является титульный лист.
14. В музыкально-просветительской программе допускается использование и демонстрация аудио и видеозаписей выдающихся мастеров жанра.
15. Портфолио предоставляются строго в установленный срок, их формирование и ведение является обязательным условием для допуска к зачету.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
· Microsoft Office
· Adobe Acrobat
· Adobe Flash Player
· You Tube
· AIMP
· All Player
· VLC Media Player
· Яндекс Диск
· Просмотр видеоматериалов
· Прослушивание аудиоматериалов
· Использование электронной почты