Тема 6: Методы изучения языка

1. Методология, метод, методика: сходства и различия.

2. Описательный метод изучения языка.

3. Сопоставительный метод изучения языка.

4. Сравнительно-исторический метод изучения языка.

5. Метод компонентного анализа в языкознании.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

А) Основная литература.

1. Касевич В.Б. Введение в языкознание. М.: Академия, 2012.

2. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике.- М.: Академия, 2008. - 266 с.

3. Пищальникова В.А. Общее языкознание. - М.: Академия, 2009. - 447 с.

Б) Дополнительная литература.

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М., 2009.

2. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. М., 2010.

3. Буянова Л.Ю., Коваленко Е.Г. Русский фразеологизм как ментально-когнитивное средство языковой концептуализации сферы моральных качеств личности М.: Флинта; Наука, 2012.

4. Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2007.

5. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Мн, 2003.

6. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2010.

В) Периодические издания.

1. Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология.

2. Отечественные записки.

3. Вопросы языкознания. 1997. № 2.

4. РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания.

5. Начальная школа.

6. Начальное образование.

7. Первое сентября. Начальная школа.

3. Дисциплина «Основные методы лингвистического анализа текста»

1. Напишите эссе по выбранной теме.

  1. Проведите комплексный лингвистический анализ художественного текста, используя лингвометодический комментарий плана анализа текста.
  2. Подготовьтесь к экзамену, проработав вопросы.

Учебно-методический материал

Примерные темы эссе

1. Чем обусловлено появление дисциплины «Основные методы лингвистического анализа текста» в учебных планах подготовки магистрантов?

2. Нужно ли знакомить младших школьников с процедурой лингвистического анализа текста?

3. Лингвистический и филологический анализ текста: сходство и различие.

Вопросы к экзамену

1. Лингвистика текста как научная дисциплина: объект, предмет, истоки.

2. Лингвистический анализ текста как особая область научного знания и основа филологического анализа текста.

3. Основные аспекты изучения текста.

4. Структура текстовой деятельности.

5. Психолингвистическое направление изучения текста.

6. Прагматическое направление изучения текста.

7. Деривационное направление изучения текста.

8. Функциональный подход к лингвистическому анализу текста.

9. Когнитивно-концептуальный подход к лингвистическому анализу текста.

10. Лингвистический анализ текста как способ реконструкции картины мира.

11. Проблема определения текста как объекта лингвистического анализа. Понятие дискурса.

12. Текст в системе языковых уровней.

13. Проблема выделения и описания единиц текста и единиц анализа текста.

14. Система текстообразующих категорий. Целостность и связность как универсальные категории текста.

15. Основные свойства текста.

16. Проблема классификации и типологии текстов.

17. Сущностные признаки художественного и нехудожественного текста.

18. Категории времени и пространства в художественном и нехудожественном тексте.

19. Виды информации и функционально-смысловые типы речи.

20. Описание как функциональный тип текста: признаки и структура.

21. Особенности повествования как функционального типа текста.

22. Рассуждение как функциональный тип текста.

23. Категория интертекстуальности. Прецедентные тексты и фоновые знания.

24. Творческая судьба автора и текст.

25. Жанрово-стилевая организация текста.

26. Понятие семантического пространства текста. Содержание и смысл.

27. Концептуальное пространство текста. Понятие концепта и концептосферы.

28. Алгоритм концептуального анализа художественного текста.

29. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Виды и функции абзаца.

30. Структурные особенности сложного синтаксического целого.

31. Средства и виды межфразовой связи в тексте.

32. Типы и композиция прозаических строф (ССЦ).

33. Синтаксические отношения между частями сложносочиненного предложения.

34. Синтаксические отношения между частями сложноподчиненного предложения.

35. Характер смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

36. Авторская модальность. Средства выражения субъективной модальности.

37. Образ автора и образ персонажа: эмотивное пространство текста.

38. Текстообразующие логико-семантические связи.

39. Текстообразующие грамматические связи.

40. Текстообразующие прагматические связи.

41. Языковые средства и способы актуализации содержания текста.

42. Лексические, словообразовательные и грамматические средства актуализации содержания текста.

43. Художественные функции лексико-грамматических значений и грамматических форм в литературном тексте.

44. Художественная функция имплицитного отрицания в литературном тексте.

45. Разновидности внешней речи в тексте: конструкции с прямой и косвенной речью, несобственно-прямая речь.

46. Текстовые формы внутренней речи: внутренний монолог, аутодиалог.

47. Коммуникативная организация текста.

48. Основные типы текстовых тема-рематических структур.

49. Коммуникативное, синтаксическое и стилистическое значение порядка слов.

50. Алгоритм лингвистического анализа художественного текста.

Наши рекомендации