Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях возрастает потребность общества в формировании самостоятельной творческой личности школьников. В образовании на современном этапе все более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения учащихся в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.
Не последнюю роль в этом играет организация исследовательской, краеведческой проектной деятельности учащихся средствами музейной педагогики, интеграции проектного обучения, информационных технологий, межпредметных связей с элементами духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Анализ современных тенденций развития отечественного образования позволяет рассматривать метод проектов как необходимый компонент дидактической системы преподавания различных дисциплин, в частности, краеведения. С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками «национальной идеи» возросло внимание к отечественной истории и культуре. При этом наряду с разработкой глобальных концепций исторического развития России активно исследуются отдельные проблемы конкретных регионов, в том числе и Башкортостана. Выявляются новые источники, идет переоценка уже известных фактов, восстанавливается в своих правах краеведение как научная дисциплина, происходит увеличение интереса к изучению краеведения в школах как способа познания малой родины.
Необходимость повышения эффективности овладения знаниями в области краеведения в условиях всеохватывающей глобализации и потери человеком своей национальной идентичности привела к переосмыслению метода проектов, как средства обеспечивающего творческую самореализацию учащегося в период обучения в школе.
Именно исследовательскую деятельность учащихся относят к креативному уровню образовательногопроцесса, она связана с развитием самостоятельности в суждениях, критического осмысления получаемых результатов и творческого подхода к проводимым исследованиям.
Учебно-исследовательская деятельность на основе проектного обучения средствами музейной педагогики способствует:
· обучению новым информационным технологиям и средствам коммуникации, переходу от доминирования трансляции знаний к повышению роли идеологии развития;
· созданию сферы предметного общения внутри группы детей;
· получению учениками таких навыков, как коммуникативные, навыки групповой работы, а также применение теоретических знаний, полученных в ходе учебы, на практике.
Ярким примером такого подхода явилась организация и реализация автором при поддержке районного управления образования, совета ветеранов Орджоникидзевском района г.Уфы, историко - патриотического проекта «Алтарь Победы» для учащихся общеобразовательных учреждений в 2010 году.
Целью проекта являлся сбор фактографических документальных материалов на основе писем, дневников, воспоминаний, интервью участников Великой Отечественной войны и издания сборника «Алтарь Победы».
В рамках проекта были проведены:
1. Районная акция среди учащихся общеобразовательных учреждений «Письма войны…Письма памяти».
2. Районный конкурс изобразительного творчества «Письма войны…Письма памяти» по разработке эскиза обложки для сборника «Алтарь Победы».
3. Районный фотоконкурс школьников «Эхо войны».
4. Районный конкурс «Урок мужества».
Конечным итогом реализации проекта явилось издание книги «Алтарь Победы»/ Под общ. ред. А.Н. Дегтярёва, Р.Р. Казыханова, Р.А. Сафиуллина. – Уфа: ООО «Дизайнполиграфсервис», 2010. – 291 с./
В книге представлены результаты кропотливой проектной работы учащихся общеобразовательных учреждений под руководством руководителей школьных музеев.
«Алтарь Победы» - уникальный проект с образовательной и научной точки зрения. Во-первых, благодаря поисковой деятельности учащихся книга содержит бесценные документы событий тех лет – истории простых людей, которые жили, любили и надеялись в те страшные дни – тексты фронтовых писем, воспоминаний защитников Родины и их близких, а также поэтическое творчество людей, знающих о войне не понаслышке. Во-вторых, в книге собраны материалы педагогической практики руководителей школьных музеев – методические разработки уроков мужества и других мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне. В-третьих представлен наиболее полный и оттого ценный с литературоведческой точки зрения обзор фронтовой литературы – эволюции темы Великой Отечественной войны в художественной литературе. В-четвёртых, со страниц книги получили возможность обратиться со словами благодарности к ветеранам и представители молодёжи – учащиеся школ района.
Наконец, «Алтарь Победы» - это ещё книга уникальных по своему драматизму и откровенности воспоминаний ветеранов войны и тыла о жизни в военные годы, об их восприятии Великой Победы и наставлений современной молодёжи.
Таким образом, участие учащихся в реализации данного проекта позволило решить ряд образовательных, воспитательных, развивающих задач: учащиеся приобрели навыки управления проектом – от стадии зарождения идеи проекта, поиска и соорганизации различных ресурсов до реализации результатов проекта, получили возможность в формировании самостоятельности и умении планировать и организовывать свою деятельность, а также навыки коллективной творческой работы, организаторских способностей. Работа над проектом способствовала развитию творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей.
Хочется отметить, что внедрение и использование метода проектного обучения средствами музейной педагогики позволяет решить ряд задач стратегического назначения:
-универсальное средство для профилактики социально опасных явлений, пропаганды государственных интересов и ценностей;
-инновационные технологии в образовании и педагогической практике;
- развитие преемственности поколений;
-воспитание духовно – нравственных основ у молодёжи;
-осознание общественной значимости собственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образова тельном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс «Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности» //Исследовательская работа школьников. – 2005. – №4. – с. 102-106.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. – М.: 2004.
Л.М.Семёнова,
к.и.н., доцент БГАУ(г. Уфа)
Е.В. Гурентьева,
студ. эконом.фак-та БГАУ (г. Уфа)