Чтобы ребенок не заикался...

Заикание — такое нарушение плавности речи, когда за­пинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровож­даются мышечным напряжением — судорогой произноси­тельного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник ис­пытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (вне­запные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние зву­ки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный про­цесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что зат­рудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем бо­лее, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не от-, кладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Знайте, чем раньше подобрано необ­ходимое лечение, тем благоприятней прогноз!

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если боль­ше — закрепившимся.

При остро возникшем заикании первым делом надо уст­ранить ситуацию, травмирующую психику. Если это про­изошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ре­бенку не надо было туда ходить. Посещение детско­го сада в таких случаях противопока­зано! Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи.Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем бла­гоприятнее прогноз!

При инициальном заикании специ­альные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окру­жающих взрослых!

Постарайтесь говорить медленно, короткими предложе­ниями без излишней эмоциональности. Употребляйте про­стые слова.

Требование говорить медленнее, создает у ребенка впе­чатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходи­мость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).

ЗАДАНИЯ

v Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаи­ка), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.

v Полезно петь, двигаться под музыку

v Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают де­тей и укрепляют нервную систему.

v Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, рас­кладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

Нужно ли создавать специальный режим, если заикание отмечается более двух-трех месяцев?

Конечно, режим должен быть щадящим, но основная ус­тановка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посе­щать зрелищные мероприятия до шес­ти л е т . И, конечно, по-прежнему не забывайте, что до­машний режим намного предпочтительнее детского сада. Естественно, ребенок продолжает находиться под наблюде­нием врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение.

Уже в три года многие дети могут начать занятия с лого­педом. Не откладывайте их.

Вам необходимо помнить, что волнообразность характерна для течения заикания. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограни­чить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

ЗАДАНИЯ

v Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотить­ся, почувствовать себя другим, — незаикающимся персона-леем, но и улучшают умение высказываться.

v Упражняйте ребенка в пересказе различных литера­турных произведений. Начинать лучше с таких простых, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, рассказов Н.Носова «Жи­вая шляпа», «Нагорке», «Заплатка», «Затейники», которые доступны и четырехлетнему ребенку. Детям постарше пред­ложите более сложные рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Гаршина, сказки Р. Киплинга.

v Чрезвычайно полезно научить за­икающегося ребенка читать по слогам.

Чтение по слогам — бесценное логопедическое упражне­ние (кстати, его используют и на занятиях со взрослыми за­икающимися). Как мы знаем, каждое слово имеет свою сло­говую структуру, свой ритм. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализо­вать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны ис­пользовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляторная моторика. И послого-вое прочитывание является профилактикой запинок.

Подробные рекомендации для родителей детей, стра­дающих заиканием, даны в пособии Т.С. Резниченко «Что­бы ребенок не заикался».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родители могут обучить детей выполнять многие зада­ния, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.

Логопед поможет Вам:

1) определить самое слабое звено в общем комплексе проблем ребенка, дать оценку изменениям в его ре­чевом развитии;

2) выбрать, что в ежедневном общении с ребенком может быть использовано в качестве учебного материала;

3) определить последовательность занятий, их дозиров­ку по времени и сочетание с разными режимными мо­ментами.

Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его со­стояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми.

Успех любых начинаний всецело за­висит от система­тичности работы!

Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свиде­тельствуют, что при отсут­ствии стресса, критического от­ношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуаль­ными и творческими задани­ями.

Любите ребен­ка таким, какой он есть. Не ждите от него не­возмож­ного.

«Особые дети— особое общение»[4].Не сравнивайте ма­лыша с ровесниками, проводите сравнение только с ним са­мим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достиже­ния и хвалить ребенка. Вот несколько способов высказать одобрение:

Молодец!

Правильно!

У тебя это хорошо получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Прекрасно!

Я горжусь тобою!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

Я не смогла бы сделать лучше!

С каждым днем у тебя получается лучше!

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

«И бояться чего? Слово любовное никогда не раздража­ет. Командирское только никакого плода не производит».

Святой Феофан Затворник.

Справка: в детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации за период с 1991 по 1998 год прошли специальный курс медико-педагогической коррекции 153ре­бенка в возрасте от двух до восьми лет с тяжелыми рече­выми нарушениями. Этих детей в других учреждениях со­чли необучаемыми по программе массовой школы (умствен­но отсталыми). Родители детей были не согласны с таким диагнозом, их интересовало мнение специалистов Центра. Был организован ориентировочно-диагностический курс продолжительностью 6 месяцев. Родители не просто при­сутствовали на занятиях, они являлись активными парт­нерами специалистов. Диагноз подтвердился только у шес­ти детей. 147 детей в настоящее время обучаются в школе по стандартным программам.

Наши рекомендации