Методика оценки коммуникативных способностей учителя
Дата_______Группа______Предмет___________________
(ФИО) учителя ____________________________________
Стаж работы ________
Уровень способностей: 1-й – низкий, 2-й – ниже среднего, 3-й – средний, 4-й – выше среднего, 5-й – высокий, 6-й – высший.
Характеристики вербального и невербального поведения учителя | Уровни | |||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | |
Речь Учитель говорит грамотно, убедительно, содержательно; использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы; опирается на личный опыт студентов; пользуется юмором | ||||||
Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику | ||||||
Выразительные движения Учитель использует так называемое помогающее поведение, т. е. широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучаемым и облегчения усвоения ими учебного материала | ||||||
Движения в пространстве аудитории В течение учебного занятия учитель передвигается по классу , оказывается перед учениками, за их спиной, стоит или сидит рядом со учениками т. д. | ||||||
Эмоции Проявления личного энтузиазма и положительных эмоций помогают учителю «заражать» аудиторию, вовлекать учеников в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового | ||||||
Воздействия Учитель изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации учениками (оптическую, акустическую, кинестетическую) | ||||||
Наблюдательность Учительпостоянно видит и слышит каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения в его внешнем облике и внутреннем состоянии | ||||||
Форма поведения Учитель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами | ||||||
Виды взаимодействия Учитель использует разные приемы взаимодействия на учебном занятии: а) учитель – класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; б) учитель – ученик: учитель объясняет что-либо конкретному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) учитель – ученик:: учитель просит одного ученик:а объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу учеников в малых группах; г) учитель – ученики: ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна | ||||||
Паузы Учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, разрядки, снятия напряжения и усталости |
Обработка материалов: по окончании учебного занятия оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей учителя. Выявляется, какие характеристики доминируют, какие депревируются, какие требуют поддержки, какие коррекции и т. д.
Аспектный анализ коммуникативной культуры учителя
На учебном занятии
Речевая культура учителя
Инструкция: следует выбрать, какая из перечисленных характеристик наиболее полно отражает реальную речевую культуру учителя на наблюдаемом занятии.
Соответствие литературным нормам языка:
А – соответствует нормам без стилистических и структурных дефектов;
Б – с некоторыми стилистическими и структурными дефектами;
В – со значительными стилистическими и структурными дефектами.
Сложность речевого общения:
А – оптимальная (адекватная решаемым задачам) речь; Б - несколько усложненная (упрощенная) речь, неоправданное наукообразие или упрощение терминов;
В – чрезмерно усложненная (упрощенная) речь.
Дикция:
А – без дефектов;
Б – с некоторыми незначительными дефектами;
В – со значительными дефектами.
Интонационное разнообразие:
А – достаточное (оптимизирует восприятие);
Б – чрезмерное (речь интонационно перенасыщена);
В – практически отсутствует (ровная, монотонная речь).