Предание — это опыт общения с предками, это усвоение каждым человеком духовного наследия предков
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Центральным звеном героического эпоса народов, встречающегося повсеместно на нашей планете, является подвиг — самый краткий путь к совершенствованию личности, происходящий во имя других. Он обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других — это победа душевных сил, проявление духа; победа нравственности, подчиняющей разум, сопровождаемая глубоким эмоциональным потрясением, мобилизацией всех сил организма. Это состояние характеризуется актуализацией «пиковых» переживаний в деятельности индивида, приводящих к состоянию катарсиса, очищающего и обновляющего личность.
Важно отметить, что в процессе эволюции у человека выработалось нравственное чувство, которое активно участвует в формировании жизнеспособности и жизнестойкости, давая человеку возможность эволюционировать, ограждает его от вымирания, так как совпадает с законами мироздания. П. А. Кропоткин в «Происхождении и развитии нравственности» высказал предположение о групповом отборе и отборе «инстинктов человечности», а английский генетик и биохимик Джордж Холдейн рассчитал активность отбора по «генам альтруизма» [1]. Являясь неотъемлемой частью коллективного бессознательного, первые побуждения человека характеризуются как самые благородные. Именно их мотивом выступают инстинктивные побуждения человека, проявляющиеся на уровне чувствознания и составляющие основу его эволюционного развития.
Глубокая нравственность была всегда неотъемлемой чертой нашего народа. Это состояние воспитывалось веками и является глубокими корнями, питающими стойкость и жизнеспособность нации. И сегодня именно целостностью нравственных качеств определяется своеобразие духовности нашего народа. Однако поток негативной информации, льющийся с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет, провозглашающий свободу нравов и вседозволенность в отношениях между полами, способствует изменению духовного начала нашей нации. К чему может привести подобная тенденция, говорят, прежде всего, данные науки. Они предупреждают нас об угрозе вырождения нации (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Развитие духовности и бездуховности
Формы выражения духовности | Факторы, способствующие формированию духовно-нравственной основы человека | Факторы, разрушающие духовно-нравственную основу человека |
Совесть | Существование врожденного механизма, заложенного эволюцией | Негативная информация СМИ* |
Доброта | Следование обычаям и традициям предков | Насилие, вражда, агрессия |
Дух | Воплощение в жизнь идеи соборности | Проникновение в социальную среду антикультуры |
Сердечность | Воспитание готовности к подвигу | Свобода нравов |
Добронравие | Культивирование высшей формы духовности — любви ко всему сущему | Вседозволенность в отношениях между полами |
Благородство | Обучение и воспитание на идеях гуманизма в пространстве любви, нравственности и духовности | Понижение уровня творчества |
Прямодушие, честность | Вырождение нации |
* СМИ — средства массовой информации
Заметим, что в наше время мудро было бы создать Красную книгу человеческой души и внести в нее формы выражения духовности, отмеченные в табл. 1.2.
Следует помнить об этом и возвращаться к нравственным устоям, завещанным нам предками: без устали оберегать свою душу от случайных влияний, растить и укреплять в ней духовную красоту. И тогда наш внутренний сад расцветет, и благоухание от его цветов освежит и оздоровит окружающую нас духовную атмосферу.
Мы живем в эпоху перелома и переоценки всей жизни, когда прокладываются новые линии общественного сознания. Поэтому
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
становится неизмеримо важной внутренняя культура человека. Сегодня мы, развитые и образованные, создаем ее. Мы ответственны за то, будет ли в общественном сознании правда и красота или оно поведет наш народ к новым бедствиям. И роль педагога неизмеримо растет в определении молодого поколения.
В формировании общественного сознания, духовности личности исключительно важно, какую литературу мы читаем. Тяжело и жутко видеть распространение примитивных книг антикультуры. В 1910 году в своей книге «О скрытом смысле жизни» Е. Ф. Писарева писала: «Когда проходишь по улицам, мимо окон книжных лавок и мимо столиков, наполненных раздражающими мозг и нервы похождениями различных сыщиков, будящих в молодых людях нехорошие инстинкты охоты по двуногому зверю, или видишь порнографию во всех видах, разжигающую самую низменную чувственность, становится больно и страшно. Видишь внутренним зрением, как затаптываются душистые цветы в молодых душах, как грязнится свежая красота невидимого сада. И невольно вырывается полный тревоги вопрос: каковы те вибрации, которые выбрасываются в наше безмерно тревожное и безмерно важное время душою народа, икакие очертания его будущей судьбы слагаются из этих вибраций и токов...»
Прошло почти сто лет с момента написания этих строк, но кажется, что это написано вчера. Много говорят в наше время об обесценивании жизни. Что это значит? Это значит, что содержание жизни могло бы быть драгоценно, но какие-то условия понизили высокую ценность жизни. Отсюда — рост числа самоубийств. Отсюда — привычка рассматривать жизнь только в физическом аспекте. Отсюда понижение уровня человеческого творчества и в общественной деятельности, и в литературе, и в искусстве.
Выступая перед студентами первого сентября 2000 года, академик И. В. Бестужев-Лада подчеркнул, что «все земное имеет тень»: есть экономика и теневая экономика, есть рынок и черный рынок, есть порядок, а есть хаос. Точно так же и в понятии
культуры, которая порождает в человеке высшее, духовное начало: есть культура и есть антикультура. Культура — это то, чему вы сопереживаете, что помогает вам очищаться душой, вызывает желание стать лучше. Поэтому смысл искусства — очищение души, катарсис. «Человек видит древнегреческую трагедию, видит прекрасное, и у него светлеет на душе. Но есть и тень: он переходит через улицу, видит древнеримский цирк, и там вспарывают живот гладиатору. Здесь тоже имеет место сопереживание, но ведь совсем другое: происходит не очищение души, а за-мутнение, антикатарсис. Это и есть антикультура, которая обращена не к светлым порывам души, а к низменным, животным инстинктам».
В наше время элементы антикультуры подаются как культура, как высшее, духовно-нравственное начало. Так произошло с канканом, который пытались поставить в девятнадцатом веке вровень с балетом. Так происходит и в наше время в киноискусстве с допуском к просмотру СМИ триллеров, фильмов ужаса, эротики и т. д. Век золотой сменился веком серебряным только потому, что художники и поэты допустили проникновение элементов антикультуры в свою собственную культуру. И самое страшное понижение всего уровня духовности произошло в венце человеческой психики — в любви. Отсюда то упрощенное, сведенное к одной физической плоскости отношение к половой любви. И мы видим, как на наших глазах самое прекрасное и яркое из всех человеческих чувств, жажда отдать себя, свои силы и свою нежность любимому существу превращается в «половой вопрос», поэзия жизни претворяется в физиологическую проблему.