Театры с общественной функцией общегородского зала
1. В театре с общественной функцией общегородского зала могут проводиться общегородские собрания к торжественным датам, партийные съезды, научные конференции и симпозиумы, конгрессы и пр. В связи с этим в ряде помещений театра возможны изменения и дополнения, не влияющие на основное назначение театра.
2. В помещениях зрительского комплекса целесообразно:
кассовый вестибюль размещать только в здании театра и объединять со входным вестибюлем (или вестибюлями при двух залах) с целью использования его для дополнительных служб, постоянных (автоматический переговорочный пункт) или эпизодических (служба информации, торговые киоски);
в распределительном вестибюле, фойе, кулуарах обеспечивать условия для многоцелевого использования (раздвижные перегородки для создания гостиных, пресс-центров, универсальная мебель и оборудование для киосков, мест для регистрации, заседаний секций, изменяемая система освещения, радио и телефонная связь). В зданиях с двумя залами возможно совместное и раздельное функционирование вестибюлей, а также трансформация гардероба малого зала для увеличения площади. Все эти преобразования желательно также обеспечивать складированием. Женские санитарные узлы целесообразно проектировать парными (в одном или разных местах) для использования одной их части мужчинами, составляющими около 2/3 посетителей при общественных мероприятиях;
буфет проектировать с возможностью его расширения, например, за счет кафе или ресторана при кооперации, объединения буфетов большого и малого зала и пр.;
проектировать дополнительные, с изолированным входом и отдельным доступом в зрительный зал помещения — вестибюль с гардеробной, фойе, сервизную, санитарные узлы.
3. Изменения в демонстрационном комплексе могут относиться к:
зрительному залу, где возможно группировать места только короткими рядами для удобства выхода на трибуну, а также оборудовать их пюпитрами, кнопками голосования и синхронным переводом;
сцене, где оборудуется место для размещения президиума на 100-120 чел. с возможностью устройства ступенчатого пола в передней части сцены.
4. Комплекс помещений, обслуживающих сцену, целесообразно дополнить складом фур для президиума. Склад может размещаться на одном уровне со сценой или ниже ее, что в свою очередь определяет систему подачи мест президиума на сцену.
В качестве рабочих кабинетов может использоваться часть артистических уборных, а в качестве помещений для секции и комиссий — часть репетиционных залов. Их желательно оборудовать радио- и телефонной связью с президиумом и размещать вблизи сцены и зрительского комплекса.
Летние театры
1. Летние театры в основном предназначены для гастрольных спектаклей, а также спектаклей, специально поставленных в природном и архитектурном окружении (ландшафтные театры) (рис. 3). В отечественной практике пока не существует специальных летних театров для спектаклей. Поэтому рассматриваются летние театрально-концертные здания для постановочных концертов, приближающихся по требованиям к спектаклям, и для гастрольных спектаклей.
2. Вместимость летнего театрально-концертного зала возможна в пределах 1000-1500 мест. Целесообразным типом сцены является глубинная колосниковая с увеличенной авансценой, организацией выходов актеров в зону зрительских мест и использованием ее проходов в игровых целях. Для включения ландшафта в зону сценического действия желательно устройство дополнительных протяженных участков сцены типа панорамнойили боковых крыльев авансцены, соприкасающихся с естественным окружением, а также возможность раскрытия задней стены сцены
3. Вместимость ландшафтного театра в природном окружении (природного театра) может быть 2000-3000 мест; вместимость театра в историко-архитектурной среде зависит от особенностей среды, но желательна не более, чем у природного театра. Для природного театра характерны включение окружения в зону сценического действия, протяженная фронтальная сцена с устройством нескольких сценических площадок на разных уровнях, с использованием разницы в рельефе, камней, скал и пр. Сценическая площадка природного театра не требует сценической механизации, основное постановочное средство такого театра — сценическое освещение, световые или водные занавесы; возможно включение в зону сцены водных поверхностей или фонтанов. Артисты оркестра в таких театрах могут располагаться под первыми рядами зрительских мест, находятся в оркестровой яме, встроенной в рельеф для укрытия от осадков и пр.
4. Расположение помещений, обслуживающих сцену, административных и пр. зависит от степени связи сценической площадки с окружением. Желательно располагать их скрыто от глаз зрителей (под амфитеатром, с использованием перепадов рельефа); возможно использование временных привозных устройств.
5. Один из путей создания и развития условий для постановки спектаклей в природном окружении — кооперация летнего театра с театром круглогодичного действия, при которой желательно для летнего театра использовать сценические помещения театра круглогодичного действия. Размещение таких кооперированных театров наиболее целесообразно в зеленой зоне, на интенсивно озелененном участке.
6. По степени открытости летние театры подразделяются на: открытые, крытые и закрытые.
Закрытые летние театры возможны в районах IB (РСФСР — Дальний Восток), IIБ (Север Прибалтики), IIB (РСФСР — Европейская часть к северу от Москвы), IIIБ (РСФСР — район Орджоникидзе), а крытые с любыми покрытиями (мягкими, жесткими, стационарнымиили трансформируемыми) — в районе IB (РСФСР — Западная и Восточная Сибирь до Иркутска, Читы), IIB (к югу от Москвы), IIIБ.
Открытые летние театры или театры с трансформируемыми мягкими покрытиями возможны в районе IIB (например, РСФСР - исключая район Куйбышева и Казани), IIIB, с трансформируемыми жесткими — в IIIБ (например, район Махачкалы), с теми и другими — в Средней Азии.
Рис. 3. Схемы летних театров
I - летний концертно-театральный зал (типы сцен: а - глубинная, изолированная от окружения; б - трехсторонняя - панорамная, открытая; в- глубинная-трехсторонняя-центральная закрытая, с трансформацией зрительских мест; г - глубинная - трехсторонняя с трансформирующимся задником); II - природный и историко-архитектурный театр (типы сцен: а - фронтальная протяженная, с несколькими сценическими площадками; б - кольцевая с вращающимся амфитеатром; в - трехсторонняя - кольцевая; г - комбинированная с широким фронтом соприкосновения с окружением; д - панорамная с природным или архитектурным фоном); III - кооперация сооружения (а - открытый амфитеатр с театром круглогодичного действия; б - открытый амфитеатр на крыше городского зала; в - открытый амфитеатр с закрытым танцевальным залом; г - несколько амфитеатров; 1 –сценическая площадка;
2 - сооружение иного назначения)
Балетные театры
1. Организационной базой балетного театра могут быть ансамбли классического и современного балета с возможным включением вних ансамблей народного танца, а также филиалы театров оперы и балета.
Опыт отечественных и зарубежных балетов показывает, что возможны три принципиально разных вида хореографических постановок:
игровой сюжетный балет, рассчитанный не только на воспитание зрителем рисунка танцев, нои мимики лица;
классический балет, построенный на равномерном сочетании в использовании кардебалета, солистов и малых ансамблей, где восприятие мимики лица не является существенным, но индивидуальность солистов является основой восприятия сюжета;
балетные постановки с упрощенным сюжетом или без такого с массовыми и сольными танцами, рассчитанными на общее восприятие.
2. Для первого типа балетных постановок условия восприятия спектакля и допустимая удаленность зрителя от сцены могут быть сходны с условиями в драматических театрах. Возможный тип сцены — глубинная колосниковая в сочетании с увеличенной авансценойили трехсторонней сценой, над которыми возможно устройство системы индивидуальных потолков; реальная вместимость зала — до 1000 мест.
Второй тип балетных спектаклей обеспечивается достаточно высоким качеством восприятия при удаленности до 30-35 м. Возможный тип сцены — тот же, что и в предыдущем случае.
Условия восприятия третьего типа постановки близки к условиям на малых спортивных аренах. Допустимая удаленность — до 50 м. Возможный тип сцены: центральная сцена, трехсторонняя сцена в сочетании с глубинной нишей для задников и панорам.
В репетиционных залах возможна организация камерных зрительных залов за счет устройства антресолей для зрителей по периметру зала.
3. Для сцены балетного театра рекомендуется использовать планшет с повышенным качеством поверхности с минимальным количеством швов. Конструкции планшета сцены, а также полов репетиционных залов рекомендуется упругими, не по железобетонному основанию. Возможно использование накладного планшета.
4. Карманы рекомендуется предусматривать на уровне средних и дальних планов вместо переднего в театрах оперы и балета.
Для создания на задних планах второго по вертикали уровня танцевальной площадки целесообразно устройство большой подъемо-опускной площадкиили накатной двухэтажной фуры.
5. При трансформации оркестровой ямы в сценическую площадку, являющуюся продолжением основной сцены, конструкции оркестровой ямы проектируются пригодными к использованию для танцев.
При изменении местоположения оркестра рекомендуется обеспечение видимости дирижером сцены и мест выхода артистов балета на сцену.
6. В комплексе помещений, обслуживающих сцену балетного театра, возможны изменения по сравнению с театром оперы и балета: создание санитарно-оздоровительного комплекса с процедурными, тренажерными, саунами и небольшим бассейном; создание при кабинете главного балетмейстера видеостудии для просмотра и монтажа видеозаписей; проектирование третьего балетного репетиционного зала, выполняющего функцию большого репетиционного зала, с конфигурацией, соответствующей сценической площадке главного зала; отсутствие рекомендуемых для театров оперы и балета помещений для занятий артистов, кабинетов главного режиссера, хормейстера, инспектора хора и других помещений, обслуживающих хор и солистов оперного театра.
В балетном театре по сравнению с театром оперы и балета возможно некоторое сокращение складов объемных и станковых декораций при увеличении емкости сейфов, а также увеличение обувной мастерской.
Приложение 3