Минеральные вещества в нашем питании
Название вещества, суточная потребность | Основная польза для организма | Признаки недостатка | Источники | |
Са | Кальций 1200 мг – до 24 лет 800 мг – в пожилом возрасте | Обеспечивает формирование, сохранение костей и зубов, играет роль в сокращении мускулов и процессе свертывания крови. | Ослабление костей, остеопороз. | Молочные продукты, жесткая вода, рыба, сардины, листовые овощи, крупы, пшеничная мука, изделия из нее. |
Fe | Железо 10-15 мг, при беременности – 30 мг | Способствует образованию красных кровяных телец и транспортировке кислорода в крови и мышцах. | Малокровие (слабость, бледность кожи, апатия). У детей может быть раздражительность, рассеянность. | Красное мясо, печень, почки, бобовые, чечевица, курага, инжир, какао, хлеб, крупы, орехи (особенно миндаль), темно-зеленые овощи. |
К | Калий 2-4 г. | Обеспечивает передачу нервных импульсов, управляет мышечными сокращениями, поддерживает оптимальное кровяное давление. | Мышечная слабость, апатия, тошнота, рвота, запоры, появление аритмий. | Свежие фрукты, овощи, картофель, мясо, мука с отрубями, крупы, молоко, кофе, чай, заменители соли и консерванты. |
Zn | Цинк 15 мг | Участвует в пищеварительных и обменных процессах, способствует заживлению ран, росту и обновлению тканей, сексуальному развитию. | Шелушение кожи, потеря аппетита, медленное заживление ран, медленный рост детей. | Печень и красное мясо, яичный желток, молоко, молочные продукты, мука с отрубями, крупы, дары моря (устрицы). |
Na | Натрий 1600 мг | Кровяное давление, нервы, мышцы, водный (жидкостный) баланс. | Потеря аппетита, мышечная слабость. | Сыр, мясо, рыба, овощи. |
Р | Фосфор, двухосновной фосфат кальция 961 мг | Костная ткань, зубы, обмен веществ. | Потеря аппетита, похудение. | Соевые бобы, сливки, сыр, яйца, рыба, мясо, птица, мука и крупа, дрожжи, семена, орехи, овощи. |
F | Фтор 1,5-4,0 мг | Костная ткань, зубы. | Размягчение костей, кариес. | Рыба, мясо, печень, мука, крупа, яйца, грецкие орехи. |
I | Йод, йодид калия 150 мг | Обмен веществ, щитовидная железа. | Пассивность, усталость, сухая кожа, хрупкие волосы, образование зоба. | Морская рыба, рыбий жир, морская соль, яйца, кресс-салат. |
Mg | Магний 400 мг окись магния | Обмен веществ, мышцы, кровеносные сосуды, нервы. | Мышечные судороги, мигрень, нервозность. | Соевые бобы, молоко, сыр, яйца, рыба, крупа, мука, дрожжи, семена, орехи. |
Se | Селен 0,01 мг | Рассматривается как антиканцерогенный фактор и как возможный этиологический фактор при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях. | Страдают сердце, сосуды, печень, развивается дистрофия поджелудочной железы. | Продукты из зерна (неочищенные и без сахара), мука грубого помола, морская и каменная соль. Богаты селеном продукты моря. |
Cr | Хром 50-200 мкг | Способен усиливать действие инсулина во всех метаболических процессах, регулируемых этим процессом. | Повышение концентрации инсулина в крови, появление глюкозы в моче, повышение концентрации холестерина в крови, приводящее к увеличению числа атеросклеротических бляшек в стенке аорты. | Черный перец, телячья печень, проросшие зерна пшеницы, пивные дрожжи, хлеб из муки грубого помола. |
Со | Кобальт около 1 мг | Связана с действием витамина В12. Физиологические дозы кобальта оказывают гипотензивное и коронорасширяющее действие. | Чаще всего связаны с хроническим гастритом, язвенной болезнью 12-перстной кишки, хроническим холангиохолециститом. | При достаточном содержании в пище овощей и фруктов организм человека не испытывает недостатка в кобальте. |
Литература
Авдулина А. С. Жизнь без лекарств. - М.: Медицина, 1965.
Айванхов А. М. Законы космической морали. - М.: Физкультура и спорт. 1993.
Акулова Л. Г. Вегетарианские блюда / Жизнь без лекарств. - СПб.: Гиппократ, 1996, с. 418-421.
Александров Б. В. В мире целебных трав. - М., 1966.
Алексеенко И. П. Очерки китайской медицины. - Киев, 1985.
Амосов Н. М. Раздумье о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Андреев Ю. А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Петрополис, 1992.
Армстронг Д. Живая вода. - Зарубежные методы лечения. - СПб.: АО "Спикс". 1991.
Болотов Б. В. Спаси себя сам. – М., 1992.
Бреннен Б. Э. Руки света. – СПб.: Общество ведической культуры, 1992.
Брэгг П. Чудо голодания. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
Вендеровская С. 100 минут красоты и здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
Войтович Г.А. Исцели самого се6я. - Минск: Беларусь, 1988.
Ганушкова И., Шмоник П. Худей с помощью движений. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. - СПб.: ОВК, 1992.
Генкова Л. Л., Славкой Н. Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 1989.
Гурвич М. Как быть здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Джарвис Д. Мед и другие естественные продукты. - М.: Медицина, 1990.
Доскин В. А., Куинджи Н. Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1987.
Дудченко Л. Г., Кривенко В. В. Пищевые растения – целители. – Киев: Наукова думка, 1988.
Дудченко Л. Г., Кривенко В. В. Плодовые и ягодные растения - целители. – Киев: Наукова думка, 1992.
Дубров А. П. Лунные ритмы человека. - М.: Медицина, 1990.
Жохов В. Н., Жохова Е. В. 150 рецептов народной медицины. - М.: Медицина, 1990.
Зубков А. Н. Йога - путь к здоровью. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Каневская Л. Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989.
Кудашева В. А. Чудесная диета. - M.: Просвещение. 1996.
Куши М. Воздействие питания на здоровье / Целительное питание. - СПб, 1993, с. 117-317.
Лавров Ю. А. Напитки здоровья. - Киев: Техника, 1989.
Лаптев А. П. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.
Латенков В. П., Губина Г. Д. Биоритмы и алкоголь. - Новосибирск, 1987.
Лебедев Н. Н. Биоритмы пищеварительной системы. - М.: Медицина, 1987.
Леви. В. Л. Искусство быть собой. - М.: Эврика, 1973.
Левинсон М. Ю., Левинсон М. И. Целительство. - М.: Аверс, 1993.
Лунгквист Арне. Питание для спортсменов. - СПб, 1995.
Максимова Т. А. Хранить и возделывать рай. - СПб.: Светоч, 1989.
Малахов Г. П. Целительные силы. Том 1-4. - СПб., 1992-1996.
Мерод А. Спорт и питание. - СПб, 1992.
Микулин А. А. Активное долголетие. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Морозов Н. Ф. Законы природы и здоровье человека. - М.: Прометей, 1992.
Николаев Ю. С., Нилов Е. И. Голодание ради здоровья. - М.: Медицина, 1992.
Николаев Ю. С., Нилов Е. И. Простые и полезные истины. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
Резник С. И. Диета в стиле обезьяны... // Целительные силы. – 1996. -№ 10. - с. 38-30.
Рейли К. Загрязнения пищевых продуктов. - М.: Мир, 1985.
Розенцвейг С. Красота и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
Сель Ж. Питание и макробиотический образ жизни / Целительное питание. - СПб. - 1993. - с. 317-342.
Семенов B. C. Современная вегетарианская кухня. - Киев: Здоровье, 1986.
Ставицкий Ю. П. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, чем ты болен и какие у тебя мысли / Целительное питание. – СПб. – 1993. - с. 6-27.
Сухарев А. Г. Режим дня - залог здоровья. - М.: Медицина, 1988.
Уоркер Н. В. Лечение сырыми соками. - М.; 1992.
Успенский В. М. Продукты пчеловодства / Жизнь без лекарств. - СПб.: Гиппократ, 1996, с. 93-105.
Хей Л. Как исцелить свою жизнь. - М.: Кокон, 1991.
Химический состав пищевых продуктов. - М.: Химия, 1987.
Шелтон Г. Голодание спасет вашу жизнь. - М., 1993.
Шелтон Г. Ортотрофия. Основы правильного питания. - М.: Молодая гвардия, 1992.
Щедрунов В. В. Рациональное и лечебное питание / Жизнь без лекарств. - СПб.: Гиппократ, 1996, с. 221-243.
Эвенштейн З. М. Популярная диетология. - М.: Экономика, 1990.
Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 1985.
Урок 3
Физическое здоровье
На этом уроке ты: · получишь общее представление о физическом здоровье и как его сохранить проводя закаливание организма; · познаешь, что такое резервные возможности человека; · узнаешь основные меры предотвращения травм, профилактики проблем со зрением, зубами, кожей, дыханием. Главные понятия темы: Биохимические, физиологические и психологические резервы человека, закаливание Пометки на полях: Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера. Д. Писарев. Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – русский публицист и литературный критик. Гигиена должна сделать развитие человека более совершенным, упадок менее быстрым, жизнь более сильной, смерть более отдаленной. М. Петтенкофер. Петтенкофер, Макс (1818-1901) – немецкий гигиенист. Гимнастика удлиняет молодость человека. Д. Локк. Локк, Джон (1632-1704) – английский философ и педагог. Гимнастика есть целительная часть медицины. Платон. Платон (427-347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой. Платон. | Здоровье - это, как известно, не только личное дело каждого. А между тем в наше время еще не стало престижным быть здоровым. Так, например, молодежь среди жизненных ценностей здоровье ставит всего лишь на седьмое - восьмое место. На первое же выдвигается возможность хорошо устроиться в жизни, иметь квартиру, получить образование, удачно выйти замуж, стать обладателем ценных для современного уровня жизни вещей. И такая шкала ценностей, видимо, не скоро изменится. Посмотрите, чего стоит, к примеру, сегодняшнее состояние физкультуры! Один-два сорокапятиминутных урока в неделю можно рассматривать только как дескридитацию чрезвычайно важного предмета. А ведь без достаточного физического развития мы никак не получим полноценного человека, специалиста, будь то химик, математик или кибернетик, токарь или механизатор. К тому же довольно часто хозяйственные руководители и общественность, глубоко безразличные к образу жизни труженика, никак не стимулируют его стремление укрепить здоровье, работать не болея. Массовая физическая культура должна стать основой культуры здоровья, гигиены труда, быта и отдыха. В единстве и взаимосвязи физкультуры в сфере производства, физкультурной работы но месту жительства и в местах оздоровительного отдыха - успех подъема массовости и эффективности физической культуры. В замкнутом треугольнике "труд - быт - отдых" и сосредоточена вся жизнь человека. И в каждом из его звеньев человек должен знать, как укреплять и закалять организм, восстанавливать его защитные силы и иметь для этого все необходимые условия. Источниками плохого здоровья человека нельзя считать только недостаточное питание или некомфортную жизнь, загрязненность среды обитания и отсутствие надлежащей медпомощи. Многие люди имеют все это в избытке. Тем не менее избавиться от болезней не могут. Причина -нарушение или ослабление защитных сил организма. И не экологией, плохим питанием, а тем, что весь прогресс настроен на освобождение человека от усилий над собой.* В итоге внешний прогресс человеческой цивилизации оказался неуклонным регрессом ее внутренних защитных сил: деградацией тела и души человека. Поэтому решение проблемы оздоровления населения в первую очередь заключается в умении человека работать над собой, уметь улучшать и даже при необходимости "реконструировать" себя, тем самым выполняя принцип "от здоровья личности к здоровью народа". В разуме человека таятся неисчерпаемые резервы, используя которые, можно быстро встать на путь нравственного, экологического и социально-психического здоровья. Основоположник натуральной гигиены американец Сильвестр Грэхэм писал: "Уже длительное время я открыто провозглашаю, что человек, как правило, сам является причиной собственных болезней и страданий, что почти всегда он сам виноват в том, что болеет, и что он также должен просить прощения у общества за то, что болеет, как и за то, что пьянствует" [Герберт М. Шелтон, 1992]. Известный пропагандист и последователь оздоровительной системы П. К. Иванова "Детка" Ю. Г. Золотарев [1996] в своих книгах подробно останавливается на изменении сознания человека. Он считает, что человек прежде всего должен стать другим, изменив свой (порой привычный) образ жизни. Предлагает прежде всего обратить внимание в рекомендациях П. К. Иванова не на то, что выполнять, а каким надо быть, каким надо стать. В этом скрыты пути к решению проблемы оздоровления человека. Автор утверждает, что есть три истины: 1. Из чужих рук здоровье не получишь; 2. Исцелить себя человек может только сам; 3. Исцеление можно получить только через осознание. Главное - осознание! Осознание всего того, что связано с личной жизнью каждого, осознание своих ошибок, осознание своего отношения к Природе, а это - все окружающее нас и люди тоже. Путь к выживанию, счастью и здоровью человека только один - это включение и мобилизация сознания и "подсознания" на выполнение этой цели. Далее - приобщение человека к естественному самооздоровлению - питание с правильным сочетанием продуктов, голодание, водолечение, ближний и дальний туризм, гигиена тела и затем, самое главное, выбранный уже постоянный трезвый, здоровый образ жизни. Общеизвестно, что основа здоровья человека закладывается в детстве, поэтому сущность методологии физкультурно-оздоровительной ориентации состоит в том, чтобы для каждого ребенка, подростка, выбрать подходящую форму физической активности. Для одного - это определенный вид спорта, для другого – занятия общеразвивающими физическими упражнениями, для третьего – интенсивная реализация таланта на олимпийском уровне. |
Планируя физкультурно-спортивную работу с молодежью следует учитывать, что физический потенциал человека, тот "запас энергии", который ему предстоит тратить всю жизнь, формируется в первые два десятилетия его жизни. Особенно остро стоит проблема физической подготовки допризывной молодежи, особого внимания требует и развитие женского спорта. Весьма актуальной является организация спортивной работы в коллективах физкультуры и по месту жительства, в культурно-спортивных комплексах и местах отдыха трудящихся.
Следует особо подчеркнуть огромную роль физического воспитания в искоренении такого зла, как пьянство, алкоголизм, курение, наркомания. С другой стороны у людей, ведущих здоровый образ жизни, наполненный постоянной двигательной активностью, формируется и становится привычным режим жизни, когда физическая активность не только осознается как необходимость, но и ощущается, как потребность. Это как раз и составляет содержание понятия "физическая культура", взятого в его наиболее общем, философском смысле.
На пути совершенствования физического воспитания, повышения уровня физической культуры в целом необходимо использовать новые рычаги управления всей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью с обоснованием таких нормативов физической подготовленности, которые включили бы в себя возможность оценки успехов в достижении ее главной цели - высокого уровня здоровья, работоспособности, роста физического потенциала.
Три эшелона физиологических резервов человека*
Первый эшелон резервов в виде усиления деятельности различных органов включается сразу же при переходе от состояния относительного покоя к привычной повседневной деятельности. К этому эшелону относятся так называемые "резервы тела", мобилизация которых происходит, как правило, по типу "реакции тренировки". Сюда можно отнести тренировки физические, нормализацию питания, различные системы закаливания. Для реакции тренировки характерно преобладание процессов биосинтеза (анаболизма).
Второй эшелон физиологических резервов характеризуется дополнительным включением мощнейшего механизма, каким являются человеческие эмоции. Мобилизация резервов этого эшелона проводится по типу "реакции активации", для которой характерно взаимное уравновешивание распада веществ (катаболизма) и анаболизма. Для этой реакции характерно более быстрое и значительное, чем для реакции тренировки, увеличение неспецифической сопротивляемости организма. Использование второго эшелона резервов позволяет значительно повысить эффективность физических тренировок, закаливания, перехода на непривычное для многих, но единственно правильное питание лишь свежими растительными, молочным и эмбриональными продуктами.
Третий эшелон физиологических резервов используется организмом только в экстренных ситуациях, например, в борьбе за жизнь. Известно немало случаев, когда под страхом смертельной опасности люди буквально проявляли чудеса нечеловеческих силы и выносливости. Правда, эти "чудеса" достаются дорогой ценой так как мобилизация резервов третьего эшелона происходит но типу реакции "острый стресс".