Самостоятельная работа студентов. Аудирование и совершенствование произношения (работа с аудиокассетами и CD-дисками).
Аудирование и совершенствование произношения (работа с аудиокассетами и CD-дисками).
Выполнение устных и письменных упражнений.
Чтение и перевод текстов.
Подготовка к монологическим и диалогическим высказываниям по темам.
Выполнение контрольных работ.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А. Основная литература:
1. Васильева М.М., Мирзабекова Н.М., Сидельникова Е.М. Немецкий язык для студентов-экономистов, Учебник, М, Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.
Б. Дополнительная литература:
1. Басова Н.В., Гайвоненко Т.Ф. Немецкий для экономистов. – Ростов-на-Дону, 2008.
2. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка. Словарь-справочник.- Киев: «Логос», 2007. – 352с.
3. Зайцева Л.В. Studiere dich frei! – Пермь: Изд-во Пермского государственного технического университета, 2010. – 224c.
4. Крылова Н.И. Деловой немецкий язык. Коммерция.- М.: НВИ – ЧеРо, 2008. –158с.
5. Куколев Ю.И. Большой немецко-русский экономический словарь. Москва: «РУССО», 2005. - 920с.
6. Rosemarie Buhlmann, Anneliese Fearns Wirtschaftsdeutsch von A-Z. – Langenscheidt, 2008. – 192c.
7. Volker Eismann Wirtschafts-Kommunikation Deutsch. – Langenscheidt, 2008. – 184s.
8. Höffgen A. Deutsch lernen für den Beruf. Ein Lehrbuch für Deutsch als Fremdsprache. Verlag für Deutsch. 1 Aufl., 1996. – 264s.
9. Weermann W. Wirtschaftsdeutsch. Texte zum Hören. Verlag Klett Edition Deutsch GmbH, München, 2009. – 117s.
Подготовительные задания
К контрольным работам № 1, 2.
Проработайте следующие разделы по учебному пособию:
1. Порядок слов в повествовательном, вопросительном и повелительном предложениях.
2. Основные формы глаголов (слабых, сильных и неправильных).
3. Система времен немецкого глагола. Презенс (Präsens), имперфект (Imperfekt), перфект (Perfekt), плюсквамперфект (Plusquamperfekt) и футурум (Futurum) глаголов (образование, употребление и перевод на русский язык).
4. Отделяемые и неотделяемые приставки.
5. Модальные глаголы.
6. Неопределённо-личное местоимение man.
7. Местоимение es.
8. Степени сравнения прилагательных.
9. Отрицания nicht и kein.
10. Сложные существительные.
11. Падежи, вопросы падежей; разделительный генитив.
12. Склонение определённого и неопределённого артикля, указательных и притяжательных местоимений.
13. Образование множественного числа существительных.
14. Склонение личных местоимений.
15. Склонение прилагательных и степени сравнения прилагательных и наречий.
16. Числительные количественные и порядковые.
17. Предлоги, употребляемые с дательным (Dativ), винительным (Akkusativ), с дательным и винительным падежами, с родительным падежом (Genetiv).
Семестр
ТЕМА № 1
Цель занятия – распознавание структуры простого распространенного повествовательного предложения.
Грамматика: структура простого распространенного предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Формальные признаки и способы выражения подлежащего и сказуемого. Функции падежей. Временные формы глагола в Aktiv. Количественные и порядковые числительные. Степени сравнения прилагательных. Отрицания. Отделяемые и неотделяемые приставки глаголов. Суффиксы существительных и прилагательных. Сложные слова.
Текст №1. “Sich vorstellen”.
Текст №2. “Meine Familie”.
Текст №3. “ Arbeitstag”.
Текст №4. “Nationalessen”.
Текст №5. “Über Hochschulen and Universitäten“.
Текст №6. “Die Bundesrepublik Deutschland”.
ТЕСТ 00
Выполните тест. Ответ проверьте по ключу. Укажите только номера ответов, например: I-2 и т.д.
I. Укажите номера слов, которые относятся к теме “Образование” (Bildung):
1. die Wirtschaft | 9. die Kenntnisse |
2. die Hochschule | 10. weit |
3. ausbilden | 11. entsprechen |
4. das Studium | 12. die Zusammenarbeit |
5. das Ferninstitut | 13. herstellen |
6. studieren | 14. die Bedeutung |
7. kaufen | 15. schaffen |
8. das Studienjahr |
II. Прочтите следующее немецкое предложение:
Viele Mitarbeiter des Handels werden an dieser Hochschule ihre Ausbildung bekommen.
Укажите:
1) что является подлежащим?
а) viele Mitarbeiter, б) an dieser Hochschule, в) ihre Ausbildung;
2) что является сказуемым?
а) werden, б) werden … bekommen, в) bekommen;
3) в каком времени происходит действие?
а) в настоящем, б) в прошедшем, в) в будущем;
4) верный перевод сказуемого:
а) получают, б) получат, в) получили.
III. Прочтите текст, укажите, какое из данных после текста утверждений соответствует содержанию всего текста:
Nur wenige junge Leute der Russlanddeutschen beherrschen ihre Muttersprache. Ohne Muttersprache gibt es aber kein Volk. Es wurde ein Programm des Bildungswesens (für die Russlanddeutschen) geschaffen. Es schließt deutsche nationale Vorschuleinrichtungen, Schulen, Berufs-, Fach- und Hochschulen ein, Einrichtung muttersprachlicher Lehrgänge für Erwachsene, Ausbildung von Pädagogen an der neuzuschaffenden Universität, der technischen Hochschulen sowie an Hoch- und Fachschulen in Barnaul, Omsk, Novosibirsk, Saratow, Wolgograd.
1. Речь идет о системе образования в России.
2. Речь идет об изучении немецкого языка в учебных заведениях России.
3. Речь идет об изучении родного языка российскими немцами.
Ответы:I-2, 3, 4, 5, 6, 8, 9; II-2a, 2б, 3в, 4б; III-3.
§ 1. Структура простого распространенного
повествовательного предложения (ПРПП)
Основу грамматической структуры и логического содержания ПРПП образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), их дополняют второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Формальные признаки ПРПП
1. Наличие глагола в изменяемой (личной) форме на 2-м месте.
2. Наличие подлежащего (его группы, т.е. существительного с определениями) на 1-м или на 3-м месте (т.е. до или после личной формы глагола).
3. Наличие неизменяемой части сказуемого на последнем месте, а именно:
а) глагола в форме Infinitiv или Partizip II;
б) отделяемой приставки;
в) именной части сказуемого.
ЗАПОМНИТЕ: На втором месте стоят:
- смысловые глаголы (lesen, arbeiten, kaufen);
- вспомогательные глаголы (haben, sein, werden).
(Вспомогательные глаголы не переводятся, служат для образования сложных временных форм, употребляются с неизменяемой частью сказуемого.);
- модальные глаголы (können, dürfen, müssen, sollen, wollen, mögen) употребляются с неизменяемой частью сказуемого.
Вспомогательные и модальные глаголы могут употребляться и как полные (смысловые) глаголы.
z.B. Ich habe eine Familie. У меня есть семья.
Es wird kälter. Становится теплее.
Sie kann Deutsch. Она знает немецкий язык.
На 2-м месте глагол стоит в изменяемой (личной форме) в Präsens или Imperfekt. |
§ 2. Порядок слов в предложении
1. Прямой порядок слов в предложении:
- со сказуемым в простой временной форме:
Глагол в личной форме
1. wer? - подлежащее
2. liest – сказуемое
1. | 2. | |||
Er Er | liest las | |||
1.Er | liest | (was?) ein Märchen. | was? | -дополнение в Akkusativ |
2.Er | liest | (wem?) seinem Sohn ein Märchen. | wem? | -дополнение в Dativ |
3.Er | liest | seinem Sohn am (wann?) Abend ein Märchen. | wann? | -обстоятельство времени |
4.Er | liest | seinem Sohn am Abend (wo?) im Kinderzimmer ein Märchen. | wo? | -обстоятельство места |
5.Er | liest | seinem Sohn am Abend mit (wie?) leiser Stimme im Kinderzimmer ein Märchen. | wie? | -обстоятельство образа действия |
Präsens
Imperfekt
- со сказуемым в сложной временной форме:
Perfekt | Er | hat | … ein Märchen | gelesen. |
Plusquamperfekt | Er | hatte | … ein Märchen | gelesen. |
Futur I | Er | wird | … ein Märchen | lesen. |
- с модальным глаголом:
Präsens | Er | muß | … ein Märchen | lesen. |
Imperfekt | Er | mußte | … ein Märchen | lesen. |
На 1-м месте – подлежащее “er”, на 2-м – глагол в личной форме liest (hat, hatte, wird, muß, mußte).
2. Обратный порядок слов:
wie? | Mit leiser Stimma | liest | er | seinem Sohn ein Märchen. |
wann? | Am Abend | liest | er | seinem Sohn ein Märchen. |
wo? | Im Kinderzimmer | liest | er | seinem Sohn ein Märchen. |
was? | Ein Märchen | liest | er | seinem Sohn am Abend. |
На 1-м месте стоят те члены предложения, которые хотят выделить, на 3-м месте - подлежащее “er”, глагол в личной форме – на 2-м месте (liest).
§ 3. Способы выражения подлежащего
Подлежащее – это лицо (предмет), выполняющее действие, или лицо (предмет), подвергающееся действию.
Подлежащим в предложении являются: