Объяснение значений многозначных слов и поговорок.

Логопед объясняет детям значения многозначных слов ершик, хвост и поговорок: «Молчать, как рыба»; «Чувствовать себя, как рыба в воде».

2.Образование глаголов с различными приставками от глагола «плыть».

Логопед. Посмотрите, у меня в руках фигурка маленькой игрушечной рыбки. Сейчас она будет выполнять какие-то действия в тазике с водой, а вы называйте их.

Логопед рукой направляет рыбку. Рыбка в воде плывёт, к коряге подплывает, за корягу заплывает, из-за коряги выплывает, тазик с водой переплывает и от нас уплывает.

Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия плыть образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: выплыть, заплыть, переплыть, уплыть... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия.

Папа решил реку... (Переплыть.)

От берега он... (Отплыл.)

До другого берега... (Доплыл.)

Обратно ...(Поплыл.)

Скоро к нам... (Приплыл.)

Составление пересказа текста с опорой па серию сюжетных картин.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как ерш спас друга от щуки.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 28). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 50. «Такие разные рыбы»

Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану.

Задачи:

—активизировать словарь по теме «Речные, морские и аквариумные рыбы»;

— учить детей пониманию значения Пословицы;

— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения рыб с опорой на картинный план;

— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями рыб, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями рыб и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «Рыболов поймал одну щуку и трех карасей».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями речных рыб, одна — с изображением морской рыбы.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Объяснение значения пословицы.

Логопед объясняет детям значение пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда».

Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения рыб по опорному картинному плану.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 29). Составление двух-четырех рассказов.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 51. «Полезные насекомые»

Цель: Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Насекомые»; словарь антонимов;

— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;

— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно -ласкательным значением в форме единственного числа; причастия;

— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;

— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

Оборудование: альбомы 2 (по количеству детей), мяч.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Вспомни и назови» Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть насекомых и группу, к которой они относятся (летающие, ползающие, летающие и ползающие). Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Летающая бабочка. Ползающий муравей.
«Назови ласково» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое насекомое и его цвет, например: «Черный жук», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это насекомое и его цвет ласково: «Черненький жучок», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Скажи наоборот» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Маленький жучок. — Большой жук.

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Наши рекомендации