Объяснение значений многозначных слов и поговорок.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов ершик, хвост и поговорок: «Молчать, как рыба»; «Чувствовать себя, как рыба в воде».
2.Образование глаголов с различными приставками от глагола «плыть».
Логопед. Посмотрите, у меня в руках фигурка маленькой игрушечной рыбки. Сейчас она будет выполнять какие-то действия в тазике с водой, а вы называйте их.
Логопед рукой направляет рыбку. Рыбка в воде плывёт, к коряге подплывает, за корягу заплывает, из-за коряги выплывает, тазик с водой переплывает и от нас уплывает.
Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия плыть образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: выплыть, заплыть, переплыть, уплыть... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия.
Папа решил реку... (Переплыть.)
От берега он... (Отплыл.)
До другого берега... (Доплыл.)
Обратно ...(Поплыл.)
Скоро к нам... (Приплыл.)
Составление пересказа текста с опорой па серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как ерш спас друга от щуки.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 28). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 50. «Такие разные рыбы»
Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану.
Задачи:
—активизировать словарь по теме «Речные, морские и аквариумные рыбы»;
— учить детей пониманию значения Пословицы;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения рыб с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями рыб, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Посчитай» | Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями рыб и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «Рыболов поймал одну щуку и трех карасей». |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями речных рыб, одна — с изображением морской рыбы.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значения пословицы.
Логопед объясняет детям значение пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда».
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения рыб по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 29). Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 51. «Полезные насекомые»
Цель: Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Насекомые»; словарь антонимов;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно -ласкательным значением в форме единственного числа; причастия;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 2 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть насекомых и группу, к которой они относятся (летающие, ползающие, летающие и ползающие). Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Летающая бабочка. Ползающий муравей. |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое насекомое и его цвет, например: «Черный жук», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это насекомое и его цвет ласково: «Черненький жучок», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Маленький жучок. — Большой жук. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия