Развитие познавательной деят-ти мл шк

Познават.деят-ть-процесс постижения индивидом окр.природы и соц.реальности. ПД направлена на достижение науч.понимания окруж.действительности, те на учение. ПД мл шк преимущественно присходит в пр.обуч-я. Познав-ая активность отражает опред-ый интерес мл шк к получению новых ЗУН, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность исп-ть разные способы действия к пополнению знаний, расширению кругозора. Переход в шк возраст связан с изм-ми его деят-ти, общими отношениями с др людьми, появились новые обяз-ти. Этот период характ-ся быстрым развитием психики реб-ка. Познават.интересы складыв-ся постепенно, в течение длительного времени.

Познав. процессы-это осн. формы псих. деят-ти, позволяющие быстро, глубоко и прав-но ориен-ся в явл-ях окр. действит-ти. Разв-ие познав. процессов в млад. шк. возрасте хар-ся тем, что из действий непроизвольных, соверш-щихся непреднамеренно в контексте игровой или практич. деят-ти, они превращ-ся в самост. виды псих. деят-ти, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения, факторы форм-ия произволь-ти процессов (Эльк.)

Восприятие-отраж-е в сознании чел-ка предметов и явл-ий, при их непосредств-ом воздействии на органы чувств.Воспр-е более дифференцрованное. Мл шк замечают в предметах не сущ-ное, а то, что ярко выдел-ся. ри запоминании слов. мат-ла дети лучше всего запомин. слова, обознач. назв-ия предметов, чем слова, обознач. абстракт. понятия. Млад. шк-к не умеет в должной степени управлять своим В., не умеют самот-но анализ-ть тот или иной предмет, самот-но работать с нагл. пособиями. Воспр-ие времени: дети точно воспринимают отрезки времени, связ. с повседн. режимом дня, систематич-им выполн-ем учеб. работы. В воспр-ии пространства: в процессе обуч-ия дети усваивают систематизир. знания о единицах измер-ия простр-ва, учатся точному словесн. обознач-ю простр. св-в и отн-ий предметов, получают практич. Н. и У. ориент-ния в простр-ве. Способ-ть к систематич. планомерному заучиванию уч. мат-ла возрастает на протяж. всего млад.шк-го возраста. Развитие воспр-я не идет само собой, а идет ǁ с развитием мыл.

Мышление- процесс опосредованного и обобщенного отражения дейст-ти. Успешность этого познават. процесса обеспеч-ся сам-стью характерн. приемов умств. действий. Виды: нагл-дейст.;нагл-обр;словесно-логич. Логич.операции:анализ,синтез,классифик,сравнение, уст-е законом-ей. Осн. вид мышления в млад. шк-ом возрасте- наглядно-образное; форм-ся виды понятийн. мышления и мыслит. операций- анализ, синтез, сравнение, групп-ка, классиф-ия, абстрагирование, к-рые необх-мы для соответст. переработки теор. содерж-ия. С началом обучения в шк у детей развивается понятийное мышл,в пр-се кот реб-к усваивает новые понятия, они прив-ся в сист.,чаще примен-ся умозакл-я. Мышл-е напрвлено на решение конкр.задач. Овлад-е знаниями стан-ся особым видом деят-ти реб. Перед ним стает задача-приобрет-е научных представл-й и понятий, изучение законов развития природы и общ-ва.Т.к. образное является основным, то наглядность имеет особую роль. Приемы активизации мышления: побуждение сравнивать, сопоставлять,обосновать,оценивать… Мышление развиватеся вместе с речью. Речь-система, исп-ых чел-ом звук.сигналов, пиьм.знаков и символовдля представления,передачи,хранения инф-ии(Немов РС). В мл шк возр-е проис-т перестройка отношений реб. с людьми.Появляются 2 сферы соц отн-й: реб-дети, реб-учитель. Потрбность в общении опред-т развитие речи. Освоение речи превращается в речевую деят-ть.Речь опосредует и память и мышление.

Вообр-е- процесс создания нов. Образов на основе имеющ-ся: 1) учеб. деят-ть способст-ет актив. Разв-ию воображения; 2) форм-ся произв-сть воображ-я (развив-ся в условиях создания спец. деят-ти: соч-е рассказов, сказок, стихов); 3) разв-е воображ-я реб-ка дает нов. Возм-ти: позволяет выйти за пределы практич. Личного опыта, преодолевать нормативность соц. Пространства, активзирует разв-ие качеств Л-ти, стимулирует разв-е образно-знак. Систем; 4) воображение имеет эффект, когда реб-к м. себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет, с др. стороны, воображение м. увести реб-ка от реальности, создавая навязчивые образы

Внимание– состояние психологической сосредоточенности на об-те. У младшего школьника внимание - активная сосредоточенность, направленность сознания на объекты, которые он воспринимает, представляет, о которых думает и говорит. Внимание является очень сложным познавательным процессом. По степени активности оно бывает непроизвольное и произвольное, а по объему - узкое и широкое. Известны следующие свойства: переключае-мость, распределяемость (концентрированное и распределенное); сила и устойчивость (сильное, слабое, устойчивое, неустойчивое). У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Яркие, красочные предметы, увлекательный рассказ вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Произвольное внимание развито слабо. Это объясняется неразвитостью регулирующей функции второй сигнальной системы. Внимание детей характеризуется узостью, то есть они не в состоянии одновременно охватить большое количество предметов. Известные трудности представляет распределение внимания - длительное сосредоточение на различных объектах. Отсюда - и его неустойчивость. В результате повышенной впечатлительности дети легко перескакивают с одного объекта на другой. Внимание мл. шк-в рассредоточено: они не видят того, что легко рассм-ть, допускают грубые непростительные ошибки - пропуски перестановку букв и т.п. Ведущая роль в развитии внимания принадлежит учителю. Он должен постоянно использовать наглядность. Память-процесс запомин-я,хранения,воспоизведения чел-м разной инф-ии(Немов РС). В школе перед реб-м стает необх-ть запоминать произвольно.Непроизвольно запоминаются: матриал входящий в содерж-е осн.цели деят-ти; мат-ал вызывающий акт умств работы; мат-ал наиб.значимый,пережитый. Приемы запоминания: выделение смысловых ед.; составление плана; сравнение; классифик-я; опора на обраные связи;воспроизв-е(повтор). Младшим школьникам свойственно наглядно-образное и механическое запоминание. В их сознании легко запечатлеваются конкретные предметы, факты и события. Но у них недостаточно развита логическая память. Они не умеют разбивать материал на смысловые опорные пункты, пересказывать его своими словами. Этому надо их специально учить. Рез-т познават деят-ти – переориентировка из объекта в субъект деят-ти(появл.осоз., актив.,отв-ть) по Давыдову ВВ. В течение всего обучения позноват-е проц-сы становятся произвольными. В уч. и восп. работе учитель предлагает такие упражнения, целью кот.является развитие позноват процессов.Учитывая, что они между собой связаны.Они не приоритетны, но у некоторых людей развито больше внимание, память и т.д. в ходе спец.работы. Если мы будем развивать словесно-логич мышление, то это не значит, что др виды исчезнут.

Наши рекомендации