Советы, предложения, объяснения
Такие сообщения часто переживаются ребенком как свидетельство того, что родитель не доверяет оценке ребенка или его способности найти правильное решение. Они могут привести к тому, что ребенок прекратит сам думать и решать проблемы и станет зависимым от родителей («Что я должен делать, папочка ?)
Иногда дети сильно сопротивляются советам и идеям родителей («Дай мне самому нарисовать! Я не хочу, чтобы мне говорили, что делать»)
Совет иногда коммуницирует ребенку ваши установки превосходства («Твоя мать и я знаем, что лучше») Дети могут даже приобрести чувство собственной неполноценности («Почему я не подумал об этом ? Ты всегда лучше знаешь, что делать»). Совет может вызвать у ребенка чувство, что родители совсем не понимают его («Ты бы не предлагал этого, если бы знал, что я чувствую»).
Постоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовывать идеи и советы родителей, исключая развитие своих собственных идей.
5. Нотации, наставления, логическая аргументацияПопытка учить другого часто вызывает у того, кто учится, чувство собственной неадекватности, уничтожения того, что вы стремитесь подчинить его себе («Ты всегда думаешь, что ты все знаешь»). Логика и факты часто вызывают у ребенка сопротивление и защиту («Ты думаешь, я не знаю этого?»).
Детям, как и взрослым, редко нравится показывать, что они не правы. Соответственно, они бескомпромиссно защищают свою позицию («Ты не прав, прав я!», «Ты не можешь убедить меня»),
Дети обычно ненавидят родительские наставления («Они говорят и говорят, а я должен здесь сидеть и слушать»).
Часто дети уже слишком хорошо знают те факты, на которых настаивают родители, читая им наставления, и сопротивляются предположению родителей об их недостаточной информированности («Я все это знаю, и тебе вовсе не нужно мне об этом рассказывать»). Иногда дети часто прибегают к отчаянным методам, например обесцениванию фактов, которыми апеллируют родители («Отец, ты слишком стар, чтобы разбираться в этом», «Твои идеи слишком стары и давно вышли из моды», «Ты старомоден»).
Иногда дети предпочитают игнорировать факты («Мне все равно», «Пусть так», «Со мной это не случится»).
Осуждение, «приговор», критическая оценка, порицание, упреки
Эти сообщения, вероятно, в наибольшей степени, чем другие, заставляют детей чувствовать себя неадекватными, зависимыми, глупыми, недостойными, плохими. «Я-концепция» ребенка формируется под влиянием оценок и суждений родителей. Как родитель оценивает ребенка, так во многом и ребенок оценивает себя («Я так часто слышал, что я плохой, что почувствовал, что должен быть плохим»)
Негативная критика вызывает контркритику («Я вижу, что ты делаешь то же самое!», «Тебе можно, я мне нельзя?», «К себе ты не так строг»).
Оценка сильно влияет на детей в направлении того, что они начинают скрывать и прятать свои чувства от родителей («Если я расскажу им, они будут меня осуждать»). Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы их оценивали отрицательно. Они отвечают обороной только для того, чтобы защитить свой «образ-Я». Часто они испытывают злобу и чувство ненависти к оценивающему их родителю, даже если наказание и справедливо.
Похвала, согласие
В противоположность общепринятому мнению о том, что похвала всегда полезна ребенку, похвала часто ведет к негативному эффекту. Позитивная оценка, которая не соответствует «образу-Я» ребенка, может вызвать враждебность («Я не хорошенькая, я уродлива», «Я ненавижу свои волосы», «Я не хорошо играла, я была отвратительна»).
Дети делают заключение, что если на этот раз родители оценили их положительно, то в следующий раз они могут оценить их и отрицательно. Кроме того, отсутствие похвалы в семье, где похвала используется часто, может быть интерпретировано ребенком как осуждение («Вы не сказали ничего хорошего о моей прическе, значит, она вам не понравилась»).
Похвала часто воспринимается ребенком как попытка манипулировать им — хитроумный способ заставить его сделать то, что хотят родители («Вы так сказали, чтобы я старательнее учился»).
Дети иногда делают заключение, что родители не понимают их, когда хвалят («Ты бы никогда не сказал так, если бы знал, что я действительно думаю о себе)». Часто стесняются и чувствуют дискомфорт, получая похвалу, особенно в присутствии своих друзей («О, папа, ведь это неправда?»).
Дети, которых много хвалят, могут стать зависимыми от тех, кто их хвалит, от похвалы и даже требовать ее («Ты ничего не сказала о том, как я убрал свою комнату», «Я хороший маленький мальчик ?», «Как я выгляжу, мама ?», «Правда, хороший рисунок ?»).