Рекомендации логопедам и родителям

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Родителям в случае самостоя­тельного проведения курса массажа перед началом необхо­димо получить консультацию специалиста!

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru ■Насадки вибромасса­жера перед каждым приме­нением должны хорошо про­мываться водой с мылом и дезинфицироваться меди­цинским спиртом.

■ Если есть возможность согрейте мышцы лица грел-

кой. Грелку необходимо обернуть маленьким полотенцем или тканевой салфеткой, индивидуальной для каждого ребенка.

■ Необходимо соблюдать последовательность массажных
движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

■ При выполнении тонизирующего массажа (понижен­
ный тонус мышц) используются приемы поглаживания,
растирания, разминания и вибрации. При выполнении рас­
слабляющего массажа (повышенный тонус мышц) исполь­
зуются поглаживание и легкая вибрация.

■ Все приемы не должны вызывать неприятных ощуще­
ний у ребенка.

■ Каждое движение повторяется 5—8 раз.

■ Длительность массажа 5—15 минут.

■ Выполнять массаж рекомендуется через день. Коли­
чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.

Гимнастика для мышц шеи

Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомен­дуются:

1. Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара­
щиванием нагрузки от 1—3 до 10—12 раз.

2. Круговые движения головой — не более 3 раз в каж­
дую сторону.

На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.

Логопедический массаж язычной мускулатуры

При недостаточной подвижности языка проводят мас­саж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напаль­чниках).



30 Логопедический массаж

Логопедический массаж 31

       
  Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru   Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Продольные мышцы
Вертикальные мышцы
Поперечные мышцы
Активизация мышц
Подъязычная уздечка

Схема логопедического массажа язычной мускулатуры

Направление движения
Тип движения
поглаживающие

Массируемые мышцы языка

от корня или средней части к кончику

от корня языка к кончику и обратно

ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки

поглаживающие

из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

от корня к кончику
потягивание

вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки

снизу вверх до легких болевых ощущений

Рекомендации логопелу

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Массаж языка выполняется только специалистом! Масса­жу лица можно обучить и родителей.

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru ш Зубная щетка и напаль­чники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого приме­нения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые сал­фетки предназначены для од­норазового использования.

■ Массаж выполняют
большим и указательным
пальцами правой руки, оде­
тыми в напальчники, или
зубной щеткой. Большим и
указательным пальцами ле­
вой руки аккуратно придер­
живают язык. Пальцы необ­
ходимо обернуть стерильной
марлевой салфеткой.

■ Каждое движение по­
вторяют 4—6 раз.

■ Вибрирующие движе­
ния выполняются в течение
5—10 секунд.

32 Логопедический массаж

Логопедический массаж 33

 
  Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

   
  Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
 
  Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru ■ При отклонении языка в какую-либо сторону (одно­сторонняя спазма) спасти­ческую часть языка расслаб­ляют поглаживанием, а вя­лую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких размина­ний и вибрации.

Чтобы определить, в ка­кую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высу­нуть язык. Пусть он удержи­вает язык в спокойном по­ложении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сто­рона, в которую он отклоняется, — спастическая, проти­воположная — вялая.

■ Массаж рекомендуется выполнять через день.

■ Количество сеансов зависит от степени выраженности
дефекта.

■ Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артику­
ляционной гимнастиками. Комплексы составляются инди­
видуально для каждого ребенка с учетом характера наруше­
ний произношения. Начальный комплекс, рекомендуемый
для детей, страдающих дизартрией, в том числе ее стертой
формой, представлен далее. После того как ребенок овла­
деет упражнениями этого комплекса, необходимо добавить
новые, более сложные, с учетом дефекта звукопроизноше-
ния малыша.

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии

(послеоперационный период)

При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связан­ных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспо­могательная реабилитационная терапия в послеоперацион­ный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.

Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:

■ Поглаживающие движения по линии шва вперед-на­
зад до границы твердого и мягкого нёба.

■ Поглаживающие движения по линии шва вправо-вле­
во вдоль границы твердого и мягкого нёба.

■ Чередование поглаживающих движений с надавлива­
ющими по вышеуказанным направлениям.

■ Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесе­
нии звука а. Рот широко открыт.

Рекомендации логопедам

т Оптимальное время проведения массажа — за некото­рое время до еды.

■ Выполняется массаж большим или указательным паль­
цем правой руки.

■ На начальном этапе массажные движения должны быть
очень легкими и щадящими.

■ Массаж мягкого нёба необходимо сочетать с гимнас­
тикой мягкого нёба (глотательные движения, позевывания,
полоскания рта и т. д.).

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Массаж мягкого нёба выполняется только специалистом. Родите­лей обучают гимнастике для активизации функций мягкого нёба.



Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Дыхательная гимнастика

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомен­дуется выполнять после сеанса массажа и дома под контро­лем родителей, необходимо выполнить одно-два упражне­ния для развития речевого дыхания.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

Футбол

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пы­таясь «забить гол». Вата дол­жна оказаться между куби­ками.

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Ветряная мельница

Для этой игры необходи­ма игрушка — мельница из песочного набора или вер­тушка. Ребенок дует на ло­пасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!

А. С. Пушкин

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предло­жите ребенку устроить снего­пад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ре­бенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок.

А. Барто

Листопад

Вырежьте из тонкой цвет­ной бумаги желтого и крас­ного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березо­вые (можно использовать на­стоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить

Дыхательная гимнастика 35

Дыхательная гимнастика

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru Дыхательная гимнастика 37

листопад дома, сдувая ли­сточки аналогично снежин­кам с ладони.

Бабочка

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Про­изнесите вместе с малы­шом русскую народную по­говорку:

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плав­ным выдохом, «чтобы она полетела».

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ма­лышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вме­сте с ребенком:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

Русская народная поговорка

Живые предметы

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Пред­ложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

Шторм в стакане

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и ста­кан с водой. Посередине ши­рокого языка кладется соло­минка, конец которой опуска­ется в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, что­бы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Задуй свечу

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время вы­полнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гулит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края гор­лышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха долж­на быть длительной и идти посередине языка. После пока­за взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гу­док не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

38 Дыхательная гимнастика

Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru
Дыхательная гимнастика 39

 
  Рекомендации логопедам и родителям - student2.ru

Наши рекомендации