Как развиваются игровые навыки
Для малыша самым первым "игровым инструментом" является он сам. В раннем детстве он изучает мир с помощью своих чувств: зрения, слуха, осязания, исследует вкус своей пищи с помощью рта. Вскоре ребенок начинает узнавать руками собственное тело. Сами же руки он исследует ртом. Он наблюдает за руками, вытягивая их вперед и приближая к лицу.
С самого начала малыш рассматривает все, что его окружает. Предпочтение он отдает лицам. Самое любимое лицо - ваше, но если поместить в его колыбельку или подвесить над ней простой рисунок - чей-нибудь портрет, то и он сможет удержать внимание ребенка. Скоро малыш будет рассматривать то, что находится рядом с ним, глядеть на солнечного зайчика на стене или на яркий квадрат подушки.
И это игра? Да, без сомнения, это часть того процесса, который, в его более поздних формах мы назовем игрой. Здесь, так же, как в игре, действия малыша направлены на исследование и познание окружающего мира.
Постепенно ребенок начинает узнавать, что он может делать с теми или иными предметами при помощи собственного тела. Он обнаруживает, что можно протянуть руку к подвешенной на ниточке вещи, подтолкнуть ее, и она начнет "танцевать". Когда он научится брат предметы в руки и удерживать их, он узнает, что этими предметами можно производить различные звуки - греметь, звенеть, пищать. Самые забавные звуки получаются если подергать папу за бороду или потянуть за волосы маму!
Затем ребенок начнет все предметы брать в рот - не столько для того, чтобы попробовать их на вкус, сколько для того, чтобы получше почувствовать их. Рот более чувствителен, чем пальцы, которыми малыш может управлять лишь отчасти, поэтому именно рот дает ему много важных сведений.
Малыш начинает понимать, что его новые действия оказывают на окружающих еще один удивительный эффект - они вызывают похвалу и улыбки на лицах самых дорогих для него людей. Все это вдохновляет ребенка продолжить поиск, найти новые движения и сделать новые открытия. Малыш учится, а родители учат.
Научившись держать одновременно два предмета, ребенок делает важный шаг вперед. Теперь он может поднести эти предметы друг к другу, постучать, и тем самым произвести какой-нибудь звук. Малыш исследует воздействие одного предмета на другой. Теперь, если с ним кто-то играет, он уже может принять это к сведению, воспринять идею другого человека и использовать ее в своих занятиях. У малыша развивается представление о независимости существования людей и предметов от его собственных чувств. Когда мама уходит, он знает, что может вернуть ее, если заплачет или закричит. Если с его высокого стульчика упадет ложка, то чтобы увидеть ее на полу, он может наклониться вперед. Спрятанного под одеялом плюшевого мишку малыш может нащупать рукой, вытащить и обнять. Его приводит в восторг игра "Ку-ку, а вот и я" и игра в прятки.
По мере совершенствования навыков обращения с предметами, возможности ребенка в сфере игры и взаимодействия с окружающими становятся шире. Брать и класть, открывать и закрывать - все это приносит столько удовольствия, и делать это ребенок может уже с самыми разными вещами. Мама и папа тоже могут брать и класть всякие предметы - как здорово делать это по очереди! Малышу нравится поднимать трубку телефона и передавать ее папе снова и снова, прислушиваясь, как он повторяет "Алло", и радуясь его широкой улыбке и сознанию того, что он, ребенок, может "управлять" предметом и человеком. Скоро малыш начнет учиться использовать предметы по их прямому назначению. Все, что напоминает по внешнему виду чашку, он будет подносить ко рту - как весело делать это в ванне! Он будет толкать игрушечную машинку и пытаться протолкнуть соломинку в пакетик с соком. Вскоре он попробует причесать свои волосы, куклины или (что интереснее всего), ваши. Постепенно малыш станет все чаще подражать тому, что видит вокруг себя, включая и то, чему вы не собирались его учить (например, вынимать вилку из розетки). Может быть, малыш захочет подмести пол вместе с вами или вытереть полотенцем тарелки, когда вы моете посуду. В его мире не существует границы между работой и игрой.
Подобное подражание занятиям взрослых приведет малыша к играм "понарошку". Непосредственное подражание дает толчок импровизации, например, ребенок может причесывать волосыкубиком или укладывает спать своего зайчика в форму для кекса. Постепенно, ближе к школе, такие игры превращаются в сложные "представления", требующие воображения.
Прямой физический контакт с предметами помогает малышу увидеть их сходства и различия. Многие дошкольники любят сортировать вещи или раскладывать их по функциональным признакам. Ребенок может разделить палочки на пластмассовые и деревянные, убрать все книги с полки для игрушек и сложить их в стопку, расставить вкладывающиеся друг в друга стаканчики "по росту".
Несмотря на то, что с раннего детства малыш любит, когда в его играх принимают участие взрослые или старшие дети, научиться равноправно играть с ровесниками ему может быть довольно трудно. Будучи совсем маленьким, он играет среди других детей, но все-таки отдельно. Он, конечно, наблюдает за ними и, может быть, хочет иметь то, во что играют они, но при этом он остается в своем собственном мире. Научившись ходить, он вступает в новый период, который можно охарактеризовать как период "параллельной игры". Теперь он играет рядом с другими детьми, делясь с ними игрушками (по указанию взрослого), иногда подражая их действиям, и предлагая собственные идеи.
Мало-помалу малыш узнает, что свой опыт можно обогатить, играя с ровесниками, работая (играя!) с ними над общей задачей и давая или получая (в зависимости от ступеньки, на которой он находится в иерархии группы) указания. Последними осваиваются такие игры, в которых правила устанавливаются заранее, и заранее распределяются роли (Ты будешь мамой, а я - продавцом в магазине). Многие дети включаются в эти игры по-настоящему только в школьном возрасте.
По мере продвижения от игр в одиночку к "параллельным" и далее к совместным играм с ровесниками, рука об руку развиваются игровые и социальные навыки ребенка.
Рой Макконки (Roy McConkey)* из колледжа Святого Михаила в Дублине исследовал развитие игровых навыков маленьких детей вплоть до овладения ими умением играть в ролевые игры (в игры "понарошку"). Ребенок не делает резких скачков с одной ступени на другую, кажется, что он добавляет какие-то новые действия к уже существующим в его жизни играм.
Ступень 1. Игра-исследование: Ребенок исследует каждый из предметов с помощью почти одних и тех же действий. Онпробует их "на зубок", трясет, стучит, осматривает, бросает на пол или прочь от себя, ощупывает. Все эти действия помогают ему узнать главные свойства каждого предмета.
Ступень 2. Игра-соотнесение: Ребенок пытается соотнести два предмета, помещая один из них В или НА другой - ложку в чашку, один кубик на другой, в коробку, либо в отверстия ящика с прорезями.
Ступень 3. Ролевая игра с самим собой: Ребенок явно понимает назначение той или иной вещи и, играя, пытается понарошку воспользоваться ею. Например, он может делать вид, что пьет из кружечки.
Ступень 4. Простая ролевая игра: Теперь ребенок перенесет воображаемое действие на другой предмет. Например, он будет "кормить" своего плюшевого мишку или посадит его в грузовик, чтобы тот "вел его".
Ступень 5. Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение определенных действий: Из упомянутых выше простых действий ребенок составляет некую последовательность. Он может "покормить" мишку обедом, а после этого усадить его в грузовик и повезти в гараж. Предметы, которые малыш использует в этих играх, могут быть еще более воображаемыми. Грузовиком может стать коробка из-под обуви, а гараж оказаться под креслом!