Оценка по 5-ти балльной системе
Москва 2015 г.
Паспорт
Фонда оценочных средств
предмет | компетенции | |
Теория музыки | В результате прохождения курса студент должен обладать следующими компетенциями: · приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11); · способностью и готовностью к результативному сотворчеству с представителями других профессий в коллективе (ПК-9); · к постоянной и систематической творческой работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-14). |
по дисциплине Теория музыки
Примерный перечень оценочных средств
№ | Наименование оценочного средства | Характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
Подготовка темы к семинару и докладу | Вид самостоятельной работы, позволяющей оценить умение аргументировано, логично, и четко излагать основные положения и выводы, | Тематика докладов на семинар | |
Письменные контрольные работы | Форма проверки, знаний студентов после завершения изучения темы или раздела (модуля). | Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов | |
Рубежный контроль | Форма межаттестационной проверки знаний | Задания к рубежному контролю | |
экзамен | Формы итоговой отчетности студента, определяемые учебным планом, призванные выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. | Экзаменационные требования |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Текущий контроль знаний студентов выполняется в контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя.
Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента (на один семестр):
1.Посещение лекций и семинаров – 2 балла за одно занятие.
2.Работа на семинаре (выступление с сообщением, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 5 баллов.
3. Рубежный контроль – 10 баллов.
4.Курсовая работа (или контрольная работа, рефераты) – 20 баллов.
5.Премиальные – 5 баллов.
Итого: работа в течение семестра – максимально 70 баллов.
Шкала оценок экзамена (зачета)
«отлично» - 30 баллов,
«хорошо» - 20 баллов,
«удовлетворительно» - 15 баллов
Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене (зачете).
В течение семестра максимальное количество баллов – 70, на экзамене 30.
В итоге максимально 100 баллов.
Итоговая оценка(ставится в зачетку и в ведомость):
100 – 85 баллов – « отлично»
84-70 баллов – «хорошо»
69-55 баллов – «удовлетворительно»
Менее 55 баллов – « неудовлетворительно».
Текущий контроль знаний студентов выполняется в виде тестовых и контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя. Студентам предлагается группа вопросов или тестов, на которые даются письменные ответы.
Оценочные средства промежуточной аттестации
Семинары
Вопросы к семинару №1:
Ноты и нотное письмо (нотация). Становление современной нотной записи. Буквенные и знаковые обозначения звуков. Современный нотный стан (нотоносец). Нотография.
О понятии «ключ» в нотной записи. Разновидности ключей в современной оркестровой партитуре. Общие сведения.
Скрипичный и басовый ключ в качестве основополагающих элементов нотной записи.
Вопросы к семинару №2:
Темпо-ритм.
Элементы нотного письма: ключ, звуковысотность, длительность звуков, фактура, комплекс мелодия-гармония; знаки сокращения нотной записи – аббревиатуры, паузы, ферматы.
Исполнительские ремарки – штрихи, динамика, характер исполнения, темп, аппликатура, фразировка, программа и т. п. Указание тактового размера.
Контекст как совокупность слагаемых определения понятий «художественное исполнение», «мастерство исполнителя», «интерпретаторская воля».
Вопросы к семинару №3:
Ритм как основополагающий элемент существования музыкального произведения. Определение понятий «ритм», «метр», «размер», «агогика».
Методика изучения метро-ритма: пульс, метр, ритмо-блоки (бинарность), длительности нот. Ритмические группировки нотного текста.
Восприятие скорости (темпа) музыки. Единица пульсации.
Вопросы к семинару №4:
Определение понятий «лад» и «тональность». Их выразительные свойства. Значение третьей ступени звукоряда, как одной из определяющих констант лада. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажора.
Минорный лад: натуральный, гармонический и мелодический.
Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение.
Вопросы к семинару №5:
Диатоника. Хроматизм. Сущность и отличительные особенности диатонического, хроматического звукорядов. Их ладовые и тональные свойства.
Вопросы к семинару №6:
Основные виды интервалов: чистые, большие и малые, уменьшенные и увеличенные. Ступеневая структура интервала.
Интервалы натурального мажора и натурального минора.
Интервалы гармонического мажора, гармонического и мелодического минора. Характерные интервалы.
Вопросы к семинару №7:
О понятии «аккорд». Терцовый принцип структуры аккордов. Основные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды.
Трезвучия на ступенях мажора и минора. Обращения трезвучий.
Главные трезвучия мажора и минора.
Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
Вопросы к семинару №8:
Основные структурные элементы нотного текста и исполнительских ремарок, их терминологический аппарат: темп, динамика, артикуляция, характер звучания и т. п.
Термины градаций темпа: медленные, умеренные и быстрые.
Термины динамической шкалы, агогики, артикуляции и характера звучания.
Вопросы к семинару №9:
К вопросу о понятиях: звук, звуковая система, звукоряд, натуральный звукоряд, созвучие, строй, темперация, консонанс и диссонанс.
Обертоны, гармоники, форманты. Натуральный звукоряд.
Музыкальная система. Темперированный строй.
Диатонические и хроматические полутоны, целые тоны.
Вопросы к семинару №:10
Ступени лада. Тоника. Субдоминанта. Доминанта. Трезвучия и септаккорды на ступенях лада.
Вопросы к семинару №11:
Основополагающие принципы тонального круга
Вопросы к семинару №12:
Лады народной музыки. Другие лады. Особые виды семиступенных ладов. Пентатоника.
Переменные лады. Переменно параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады.
Родство тональностей.
Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы.
Вопросы к семинару №13:
Определение понятий «созвучие», «строй», «темперация».
Энгармонизм звуков. Буквенная система обозначения звуков, ладов и тональностей. Буквенно-цифровая система обозначения различных созвучий (аккордов).
Вопросы к семинару №14:
Определение консонанса и диссонанса.
Различие между устойчивостью и консонансом, консонансом и диссонансом. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов.
Вопросы к семинару №15:
Мелодия и ее значение в музыкальном произведении. Мелодия народной музыки. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки.
Общее понятие о музыкальном синтаксисе: мотив, фигура, фраза, предложение, период. Интонация. Роль цезуры.
Общие понятия о музыкальном складе и фактуре. Три основных склада:
а) монодийный,
б) гомофонно-гармонический,
в) полифонический (многоголосный) склад.
Основные типы фактурной организации музыкального материала.
Вопросы к семинару №16:
Функциональная теория. Классическое четырехголосие. Классификация кадансов. Отклонения и модуляции (I степень родства). Основополагающие принципы соединения аккордов
Запись аккордов в классической гармонии: основные правила записи
и расположения аккордов. Мелодическое положение аккорда. Перемещение и обращение аккордов. Основные «запреты» в гармонии.
Доклады
Тема доклада по свободному выбору согласно темам курса.
Критерии оценки
Оценка по 5-ти балльной системе
Оценка | Характеристики ответа студента |
Отлично | - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет терминологией |
Хорошо | - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет терминологией |
Удовлетворительно | тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении психологических знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет терминологией |
Неудовлетворительно | - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет терминологией |
Задание к контрольному занятию 2 семестра
Создать видеоряд на заданную мелодию