Оценка по 5-ти балльной системе

Москва 2015 г.

Паспорт

Фонда оценочных средств

  предмет компетенции
Теория музыки   В результате прохождения курса студент должен обладать следующими компетенциями: · приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11); · способностью и готовностью к результативному сотворчеству с представителями других профессий в коллективе (ПК-9); · к постоянной и систематической творческой работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-14).  

по дисциплине Теория музыки

Примерный перечень оценочных средств

Наименование оценочного средства Характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС
Подготовка темы к семинару и докладу Вид самостоятельной работы, позволяющей оценить умение аргументировано, логично, и четко излагать основные положения и выводы, Тематика докладов на семинар
Письменные контрольные работы Форма проверки, знаний студентов после завершения изучения темы или раздела (модуля). Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов
Рубежный контроль Форма межаттестационной проверки знаний Задания к рубежному контролю
экзамен Формы итоговой отчетности студента, определяемые учебным планом, призванные выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Экзаменационные требования

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Текущий контроль знаний студентов выполняется в контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя.

Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента (на один семестр):

1.Посещение лекций и семинаров – 2 балла за одно занятие.

2.Работа на семинаре (выступление с сообщением, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 5 баллов.

3. Рубежный контроль – 10 баллов.

4.Курсовая работа (или контрольная работа, рефераты) – 20 баллов.

5.Премиальные – 5 баллов.

Итого: работа в течение семестра – максимально 70 баллов.

Шкала оценок экзамена (зачета)

«отлично» - 30 баллов,

«хорошо» - 20 баллов,

«удовлетворительно» - 15 баллов

Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене (зачете).

В течение семестра максимальное количество баллов – 70, на экзамене 30.

В итоге максимально 100 баллов.

Итоговая оценка(ставится в зачетку и в ведомость):

100 – 85 баллов – « отлично»

84-70 баллов – «хорошо»

69-55 баллов – «удовлетворительно»

Менее 55 баллов – « неудовлетворительно».

Текущий контроль знаний студентов выполняется в виде тестовых и контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя. Студентам предлагается группа вопросов или тестов, на которые даются письменные ответы.

Оценочные средства промежуточной аттестации

Семинары

Вопросы к семинару №1:

Ноты и нотное письмо (нотация). Становление современной нотной записи. Буквенные и знаковые обозначения звуков. Современный нотный стан (нотоносец). Нотография.

О понятии «ключ» в нотной записи. Разновидности ключей в современной оркестровой партитуре. Общие сведения.

Скрипичный и басовый ключ в качестве основополагающих элементов нотной записи.

Вопросы к семинару №2:

Темпо-ритм.

Элементы нотного письма: ключ, звуковысотность, длительность звуков, фактура, комплекс мелодия-гармония; знаки сокращения нотной записи – аббревиатуры, паузы, ферматы.

Исполнительские ремарки – штрихи, динамика, характер исполнения, темп, аппликатура, фразировка, программа и т. п. Указание тактового размера.

Контекст как совокупность слагаемых определения понятий «художественное исполнение», «мастерство исполнителя», «интерпретаторская воля».

Вопросы к семинару №3:

Ритм как основополагающий элемент существования музыкального произведения. Определение понятий «ритм», «метр», «размер», «агогика».

Методика изучения метро-ритма: пульс, метр, ритмо-блоки (бинарность), длительности нот. Ритмические группировки нотного текста.

Восприятие скорости (темпа) музыки. Единица пульсации.

Вопросы к семинару №4:

Определение понятий «лад» и «тональность». Их выразительные свойства. Значение третьей ступени звукоряда, как одной из определяющих констант лада. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажора.

Минорный лад: натуральный, гармонический и мелодический.

Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение.

Вопросы к семинару №5:

Диатоника. Хроматизм. Сущность и отличительные особенности диатонического, хроматического звукорядов. Их ладовые и тональные свойства.

Вопросы к семинару №6:

Основные виды интервалов: чистые, большие и малые, уменьшенные и увеличенные. Ступеневая структура интервала.

Интервалы натурального мажора и натурального минора.

Интервалы гармонического мажора, гармонического и мелодического минора. Характерные интервалы.

Вопросы к семинару №7:

О понятии «аккорд». Терцовый принцип структуры аккордов. Основные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды.

Трезвучия на ступенях мажора и минора. Обращения трезвучий.

Главные трезвучия мажора и минора.

Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.

Вопросы к семинару №8:

Основные структурные элементы нотного текста и исполнительских ремарок, их терминологический аппарат: темп, динамика, артикуляция, характер звучания и т. п.

Термины градаций темпа: медленные, умеренные и быстрые.

Термины динамической шкалы, агогики, артикуляции и характера звучания.

Вопросы к семинару №9:

К вопросу о понятиях: звук, звуковая система, звукоряд, натуральный звукоряд, созвучие, строй, темперация, консонанс и диссонанс.

Обертоны, гармоники, форманты. Натуральный звукоряд.

Музыкальная система. Темперированный строй.

Диатонические и хроматические полутоны, целые тоны.

Вопросы к семинару №:10

Ступени лада. Тоника. Субдоминанта. Доминанта. Трезвучия и септаккорды на ступенях лада.

Вопросы к семинару №11:

Основополагающие принципы тонального круга

Вопросы к семинару №12:

Лады народной музыки. Другие лады. Особые виды семиступенных ладов. Пентатоника.

Переменные лады. Переменно параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады.

Родство тональностей.

Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы.

Вопросы к семинару №13:

Определение понятий «созвучие», «строй», «темперация».

Энгармонизм звуков. Буквенная система обозначения звуков, ладов и тональностей. Буквенно-цифровая система обозначения различных созвучий (аккордов).

Вопросы к семинару №14:

Определение консонанса и диссонанса.

Различие между устойчивостью и консонансом, консонансом и диссонансом. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов.

Вопросы к семинару №15:

Мелодия и ее значение в музыкальном произведении. Мелодия народной музыки. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки.

Общее понятие о музыкальном синтаксисе: мотив, фигура, фраза, предложение, период. Интонация. Роль цезуры.

Общие понятия о музыкальном складе и фактуре. Три основных склада:

а) монодийный,

б) гомофонно-гармонический,

в) полифонический (многоголосный) склад.

Основные типы фактурной организации музыкального материала.

Вопросы к семинару №16:

Функциональная теория. Классическое четырехголосие. Классификация кадансов. Отклонения и модуляции (I степень родства). Основополагающие принципы соединения аккордов

Запись аккордов в классической гармонии: основные правила записи

и расположения аккордов. Мелодическое положение аккорда. Перемещение и обращение аккордов. Основные «запреты» в гармонии.

Доклады

Тема доклада по свободному выбору согласно темам курса.

Критерии оценки

Оценка по 5-ти балльной системе

Оценка Характеристики ответа студента
Отлично - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет терминологией
Хорошо - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет терминологией
Удовлетворительно тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении психологических знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет терминологией
Неудовлетворительно - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет терминологией

Задание к контрольному занятию 2 семестра

Создать видеоряд на заданную мелодию

Наши рекомендации