Право охрану здоровья, отдых, досуг и участие в культурной жизни – связаны с организацией системы образования и организацией деятельности школы
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Право на охрану здоровья- возможность получать мед. помощь в школе;- представительство интересов ребенка в медицинском учреждении (при нарушении его прав);- соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса (учебная нагрузка, расписание уроков, состояние помещений и материально-техническое оснащение)- проведение в школе профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, проведение в школе профилактич-х мед-х осмотров;- помощь детям в устройстве в оздоровительные учреждения;- организация питания, доступного для всех школьников.
Группы причин, препятствующие полной реализации прав ребенка в сфере образования: а).ограниченные финансовые средства б). слабое взаимодействие учреждений образования, здравоохранения и органов социальной защиты населенияв). недостаточное внимание учреждений образования к проблемам здоровья детей
Право на отдых и досуг: наличие разветвленной сети учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта Причины нарушения этого реализации этого права: территориальная удаленность объектов досуга.Группа личных прав: на свободу выражения своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на личную жизнь – зависит от педагогических условий деят-ти школы, от педагогической позиции школьных учителей.
По Конвенции ООН: «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведения искусства или с помощью других средств по выбору ребенка»- выражать свое мнение на уроках и чтобы учитель уважал и соблюдал это право ребенка;- родителям и учителям учитывать мнение ребенка при решении вопросов, которые касаются лично его (перевод в другой класс, распределение по подгруппам при изучении иностранного языка и т.д.)- право родителей и учеников на возможность получать информацию о делах школы, об успехах и неудачах ребенка;- право ребенка исповедовать религию или веру;- право на создание и функционирование детских организация, через которые ученики могут участвовать в управлении школой.
Нарушение этой группы прав:- далеко не всегда отношение педагогов к личной жизни ребят соответствует нормам права. Обсуждение в классе отношений, сложившихся м/д каким-либо мальчиком и девочкой, или разговор в присутствии других учеников о личных отношениях мальчика и девочки – это вмешательство в личную жизнь, несоблюдение гарантированного им права;- обсуждение в присутствии других детей семейных проблем ученика (наиболее ущемленными здесь оказываются ученики классов компенсирующего обучения, где педагогам «есть, что пообсуждать».
Права на защиту и помощь: на защиту от насилия, на консультативную помощь, на социально-педагогическую и психолого- педагогическую поддержку, на помощь в выборе путей профессионального образования: - право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного или грубого обращения;- право на психологическую, социальную и юридическую помощь (как в самой школе, так и обращаться ц соответствующие центры);- право на социальное страхование (получение льгот и пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей);- право на помощь в профессиональной ориентации, помощь в защите их трудовых прав (ориентация школьника в его профессиональных возможностях– его профессионально информирование, консультирование, диагностика, ориентация в системе профессионального образования и в ситуации на рынке труда; информированность учеников о своих трудовых правах)
Причины несоблюдения этого права:- отсутствие статистического учета случаев жестокого обращения с детьми, учителей с учениками;- низкий уровень подготовки специалистов, сталкивающихся в повседневной работе со случаями физич-го, психич-го, сексуального насилия над детьми.- не знание своих прав в области трудового законодательства;- низкий уровень информированности детей со стороны учителей о профессиональных возможностях и вообще низкий уровень работы по професс-ой ориентации учеников (в луч. случае беседы в кабинете психолога)- дети не могут найти работу без помощи взрослого и след-но невелика роль организаций, спец-но созданных помогать детям и подросткам в поиске возможных рабочих мест.
Опр.: психическое насилие над ребенком - вид насилия, к которому относят: угрозы; преднамеренную изоляцию; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическую необоснованную критику ребенка, выводящую его из душевного равновесия; постоянную негативную характеристику ученика; демонстративно негативное отношение к нему.
Вывод: проблема соблюдения прав детей на защиту от всех форм насилия в образоват-х учреждениях существует. В школах бывают случаю психич-го и физич-ко насилия над детьми со стороны учителей.
Решение проблемы: повышение уровня правовой культуры всех участников образоват-го процесса, повышение уровня профессиональной квалификации педагогов, создание в системе образования спец-х независимых структур, которые могли бы оперативно реагировать на факты насилия над учениками.