Формы организации обучения

1. Понятие о формах и организациях обучения.

2. Урок как основная ФОО СУЗов (школы, гимназии, лицеи).

3. Понятие лекции. Место и роль лекции в учебном процессе.

4. Классификации современных ВУЗовских лекций.

5. Содержание и структура лекции.

6. Взаимодействие лектора-преподавателя с аудиторией.

1. Под ФОО следует понимать специально организованную учебную деятельность педагога с учащимися, проходящую по установленному порядку и определенном режиме.

Классификации:

- индивидуальные;

- индивидуально-групповые;

- коллективные;

Преобладающая педагогическая система, в которой осуществляется процесс обучения:

- классно-урочная (СУЗ);

- лекционно-курсовая (лекционно-семинарская) (ВУЗ: высший колледж, институт, академия, университет).

2. Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава по единой для всех программе обучения.

Типология урока. Ессель.

Типы уроков:

- урок усвоения новых знаний;

- урок закрепление изученного материала;

- урок повторения учебного материала;

- уроки систематизации и обобщения нового материала;

- урок проверки и оценки знаний, умений, навыков;

- урок комбинирования смешанного типа).

Цель:

- образовательно-обучающая;

- развивающая;

- воспитательная.

Структура:

- организационные моменты;

- проверка домашнего задания;

- опрос учащихся;

- изучение нового материала;

- ответы на вопросы учащихся;

- закрепление учебного материала, решение задач;

- выдача домашнего задания;

- завершение урока.

Нетрадиционные уроки.

3. Лекция – последовательное систематическое изложение учебного материала, как правило, теоретического характера.

Специально организованная учебная деятельность, проходящая по установленному порядку в определенном месте и направленную на решение дидактических задач.

Функции:

- учебно-познавательная;

- ориентирующая;

- методологическая;

- мотивационно-стимулирующая;

- воспитательная;

- развивающая.

Средневековье:

Лекциочтение; читали кусок текста, затем комментировали.

Павлов, Грановский, Пичета.

Классификации:

По лекционным (учебным) курсам:

- вводная (раскрывает задачи; современный уровень состояния науки);

- установочная (заочники; помощь студентам самостоятельно овладеть той или иной научной дисциплиной);

- тематическая (соответствуют конкретной теме; темы соответствуют экзаменационным вопросам);

- обзорная (после изучения всего курса – систематизация научных знаний);

- заключительная (итоги лекционного курса, может быть произведена рефлексия).

По вариантам подачи учебного материала:

- информационная;

- проблемная;

- л.-дискуссия;

- л.-полилог (несколько преподавателей);

- л.-визуализация;

- л.-консультация;

- л. с заранее запланированными ошибками.

По частоте общения лектора с аудиторией:

- разовая;

- тематическая;

- типовая.

Каждый преподаватель должен при выборе вида лекции учитывать:

- место проведения лекционного занятия;

- время;

- дидактические цели;

- собственные возможности и ресурсы.

5. 1) сбор материла для лекции (типовая программа; рабочая программа; учебные пособия, учебники; монографии; научные статьи; первоисточники; художественные произведения; результаты своих исследований; иностранная литература);

2) методическая обработка учебного материала;

3) подготовить раздаточный материал, репродукции;

4) текстовое оформление лекции.

Строение:

- индуктивное (от частного к общему);

- дедуктивное изложение материала (от общих положений к частному выводу).

Последовательное рассмотрение отдельных вопросов.

Традиционно состоит из введения, основной части и заключения.

Лекция должна быть законченной (темой), иметь связь с предыдущим материалом, готовить слушателей к следующей теме.

Любое выступление является целенаправленным речевым воздействием выступающим на психику слушателей.

Психология общения:

- организация и поддержание внимания аудитории;

- как установит контакт;

- как протекает процесс передачи и усвоение и переработки материла, и можно ил управлять процессов;

- в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий, и как и грамотно учитывать;

Преподаватель должен обладать психологической культурой.

Взаимодействие лектора с аудиторией в процессе речевого общения

Лектор Аудитория

\________________________________________________/

Главная цель выступающего –

передача смысловой информации и убеж-

дающее воздействие на аудиторию.

Задача: проинформировать, доказать,

убедить, призвать;

- вербальные (голос, интонация, темп речи, пауза);

- невербальные (поза, жесты, мимика, взгляд, передвижение).

Понятие внимания – ключевое в психологии общении. Это сосредоточенности деятельности субъектов в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Как обратить внимание: призыв (не очень действенный метод).

Группы:

- композиционные (интригующее начало; вопросы на ответы; контрастное сопоставление аргументов (в Беларуси, в Литве, в США; запоминаются начало и конец);

- речевые (использование литературных образов, крылатых выражений, цитат; художественность изложения; интонационная выразительность; варьирование силы и высоты голоса; пауза);

- методические (рассмотрение проблемной ситуации; дискуссионно-полемический характер изложения ; обращение к аудитории; использование технических средств).

Речевые приемы:

- слова-паразиты (нууу, дааа, ааа, как бы, так сказать, эээ, ммм, так, в общем, например, «да или нет?», таким образом, значит, короче, вооот);

- самоубийственное начало выступление («я не знаю, с чего начать», «вам, конечно, неизвестно», «не знаю, сумею ли заинтересовать», «вряд ли успеем».

Наши рекомендации