Формы организации обучения
1. Понятие о формах и организациях обучения.
2. Урок как основная ФОО СУЗов (школы, гимназии, лицеи).
3. Понятие лекции. Место и роль лекции в учебном процессе.
4. Классификации современных ВУЗовских лекций.
5. Содержание и структура лекции.
6. Взаимодействие лектора-преподавателя с аудиторией.
1. Под ФОО следует понимать специально организованную учебную деятельность педагога с учащимися, проходящую по установленному порядку и определенном режиме.
Классификации:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- коллективные;
Преобладающая педагогическая система, в которой осуществляется процесс обучения:
- классно-урочная (СУЗ);
- лекционно-курсовая (лекционно-семинарская) (ВУЗ: высший колледж, институт, академия, университет).
2. Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава по единой для всех программе обучения.
Типология урока. Ессель.
Типы уроков:
- урок усвоения новых знаний;
- урок закрепление изученного материала;
- урок повторения учебного материала;
- уроки систематизации и обобщения нового материала;
- урок проверки и оценки знаний, умений, навыков;
- урок комбинирования смешанного типа).
Цель:
- образовательно-обучающая;
- развивающая;
- воспитательная.
Структура:
- организационные моменты;
- проверка домашнего задания;
- опрос учащихся;
- изучение нового материала;
- ответы на вопросы учащихся;
- закрепление учебного материала, решение задач;
- выдача домашнего задания;
- завершение урока.
Нетрадиционные уроки.
3. Лекция – последовательное систематическое изложение учебного материала, как правило, теоретического характера.
Специально организованная учебная деятельность, проходящая по установленному порядку в определенном месте и направленную на решение дидактических задач.
Функции:
- учебно-познавательная;
- ориентирующая;
- методологическая;
- мотивационно-стимулирующая;
- воспитательная;
- развивающая.
Средневековье:
Лекциочтение; читали кусок текста, затем комментировали.
Павлов, Грановский, Пичета.
Классификации:
По лекционным (учебным) курсам:
- вводная (раскрывает задачи; современный уровень состояния науки);
- установочная (заочники; помощь студентам самостоятельно овладеть той или иной научной дисциплиной);
- тематическая (соответствуют конкретной теме; темы соответствуют экзаменационным вопросам);
- обзорная (после изучения всего курса – систематизация научных знаний);
- заключительная (итоги лекционного курса, может быть произведена рефлексия).
По вариантам подачи учебного материала:
- информационная;
- проблемная;
- л.-дискуссия;
- л.-полилог (несколько преподавателей);
- л.-визуализация;
- л.-консультация;
- л. с заранее запланированными ошибками.
По частоте общения лектора с аудиторией:
- разовая;
- тематическая;
- типовая.
Каждый преподаватель должен при выборе вида лекции учитывать:
- место проведения лекционного занятия;
- время;
- дидактические цели;
- собственные возможности и ресурсы.
5. 1) сбор материла для лекции (типовая программа; рабочая программа; учебные пособия, учебники; монографии; научные статьи; первоисточники; художественные произведения; результаты своих исследований; иностранная литература);
2) методическая обработка учебного материала;
3) подготовить раздаточный материал, репродукции;
4) текстовое оформление лекции.
Строение:
- индуктивное (от частного к общему);
- дедуктивное изложение материала (от общих положений к частному выводу).
Последовательное рассмотрение отдельных вопросов.
Традиционно состоит из введения, основной части и заключения.
Лекция должна быть законченной (темой), иметь связь с предыдущим материалом, готовить слушателей к следующей теме.
Любое выступление является целенаправленным речевым воздействием выступающим на психику слушателей.
Психология общения:
- организация и поддержание внимания аудитории;
- как установит контакт;
- как протекает процесс передачи и усвоение и переработки материла, и можно ил управлять процессов;
- в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий, и как и грамотно учитывать;
Преподаватель должен обладать психологической культурой.
Взаимодействие лектора с аудиторией в процессе речевого общения
Лектор Аудитория
\________________________________________________/
Главная цель выступающего –
передача смысловой информации и убеж-
дающее воздействие на аудиторию.
Задача: проинформировать, доказать,
убедить, призвать;
- вербальные (голос, интонация, темп речи, пауза);
- невербальные (поза, жесты, мимика, взгляд, передвижение).
Понятие внимания – ключевое в психологии общении. Это сосредоточенности деятельности субъектов в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Как обратить внимание: призыв (не очень действенный метод).
Группы:
- композиционные (интригующее начало; вопросы на ответы; контрастное сопоставление аргументов (в Беларуси, в Литве, в США; запоминаются начало и конец);
- речевые (использование литературных образов, крылатых выражений, цитат; художественность изложения; интонационная выразительность; варьирование силы и высоты голоса; пауза);
- методические (рассмотрение проблемной ситуации; дискуссионно-полемический характер изложения ; обращение к аудитории; использование технических средств).
Речевые приемы:
- слова-паразиты (нууу, дааа, ааа, как бы, так сказать, эээ, ммм, так, в общем, например, «да или нет?», таким образом, значит, короче, вооот);
- самоубийственное начало выступление («я не знаю, с чего начать», «вам, конечно, неизвестно», «не знаю, сумею ли заинтересовать», «вряд ли успеем».