Диагностика компетенций студента
Для диагностики сформированности социально-педагогических компетенций студентов используются следующие основные средства: критериально-ориентированные тесты, контрольные работы, коллоквиумы, творческие задания, рефераты, доклады, эссе, проекты, презентации, конференции, другие средства диагностики.
Рекомендуемой формой итогового контроля уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций является экзамен. Оценка учебных достижений студента на экзамене по учебной дисциплине производится по десятибалльной шкале.
Критерии оценки результатов учебной деятельности:
10 баллов:
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
- безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
- творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
9 баллов:
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы, полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
- самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 баллов:
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии;
- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 баллов:
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
- использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
6 баллов:
- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 баллов:
- достаточные знания в объеме учебной программы;
- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
- способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
4 балла:
- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
- умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
- работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 балла:
- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
- слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;
- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 балла:
- фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
- знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
- неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
1 балл:
- отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.
Вопросы к экзамену по курсу «Социальная работа по месту жительства».
1. Организация работы с детьми и подростками как социально-педагогическая проблема.
2. Социально-педагогические предпосылки возрастания проблемы «социум и дети» в современных условиях.
3. Место жительства как специфическая сфера микросреды ребенка и его влияние на развитие личности.
4. Основные задачи организации работы с детьми и подростками по месту жительства.
5. Место жительства и общественно-педагогические движения (история развития).
6. Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками по месту жительства.
7. Условия эффективности социально-педагогической работы по месту жительства.
8. Социальный портрет ребенка в современном обществе.
9. Тенденции развития функции школы в системе взаимодействия социальных институтов.
10. Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками.
11. Типы микрорайонов. Изучение и анализ их воспитательных возможностей.
12. Социально-педагогическая характеристика (паспорт) микрорайона.
13. Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения.
14. Роль и место общественных организаций в работе с детьми по месту жительства.
15. Основные направления и содержание работы территориальных социально-педагогических служб.
16. Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства.
17. Педагогизация социума в современной социокультурной среде.
18. Сфера социально-педагогического взаимодействия – ведущее направление деятельности социального педагога.
19. Создание воспитывающих отношений в социуме.
20. Проблема обеспечения социальных гарантий детей и подростков.
21. Проблема обеспечения социальной защиты детей и подростков в социуме.
22. Проблема обеспечения социальной адаптации детей и подростков.
23. Основные направления и содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства.
24. Организация свободного времени детей и подростков по месту жительства.
25. Организация спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками.
26. Базовая культура личности и формирование здорового образа жизни.
27. Национальная культура, традиции и обычаи в формировании личности по месту жительства.
28. Общественно-полезная деятельность детей и подростков по месту жительства.
29. Благотворительность и милосердие в работе по месту жительства.
30. Формирование познавательной активности детей и подростков по месту жительства.
31. Содержание деятельности с детьми «групп социального риска».
32. Влияние социокультурной среды на содержание социально-педагогической деятельности по месту жительства.
33. Организация и методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства.
34. Особенности организации внешкольной жизнедеятельности детей и подростков.
35. Общение детей и подростков по месту жительства: формы и методы.
36. Игра и романтика в работе с детьми и подростками.
37. Детско-подростковый клуб и социально-педагогическая работа в микрорайоне.
38. Инновационные формы социально-педагогической практики в современных условиях.
39. Права ребенка и детское самоуправление по месту жительства.
40. Методики работы с разными категориями детей и подростков.
41. Социально-педагогическая работа с семьей по месту жительства.
42. Современная подростковая субкультура и ее влияние на подростков.
43. Форма и методы работы с детьми и подростками по месту жительства в сельском социуме.
44. Организация туристско-краеведческой работы по месту жительства.