Диагностика компетенций студента

Для диагностики сформированности социально-педагогических компетенций студентов используются следующие основные средства: критериально-ориентированные тесты, контрольные работы, коллоквиумы, творческие задания, рефераты, доклады, эссе, проекты, презентации, конференции, другие средства диагностики.

Рекомендуемой формой итогового контроля уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций является экзамен. Оценка учебных достижений студента на экзамене по учебной дисциплине производится по десятибалльной шкале.

Критерии оценки результатов учебной деятельности:

10 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы, полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

6 баллов:

- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

- активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

5 баллов:

- достаточные знания в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

- самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла:

- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;

- умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

- работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

3 балла:

- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

- слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;

- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

2 балла:

- фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;

- знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

- неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

- пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

1 балл:

- отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

Вопросы к экзамену по курсу «Социальная работа по месту жительства».

1. Организация работы с детьми и подростками как социально-педагогическая проблема.

2. Социально-педагогические предпосылки возрастания проблемы «социум и дети» в современных условиях.

3. Место жительства как специфическая сфера микросреды ребенка и его влияние на развитие личности.

4. Основные задачи организации работы с детьми и подростками по месту жительства.

5. Место жительства и общественно-педагогические движения (история развития).

6. Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками по месту жительства.

7. Условия эффективности социально-педагогической работы по месту жительства.

8. Социальный портрет ребенка в современном обществе.

9. Тенденции развития функции школы в системе взаимодействия социальных институтов.

10. Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками.

11. Типы микрорайонов. Изучение и анализ их воспитательных возможностей.

12. Социально-педагогическая характеристика (паспорт) микрорайона.

13. Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения.

14. Роль и место общественных организаций в работе с детьми по месту жительства.

15. Основные направления и содержание работы территориальных социально-педагогических служб.

16. Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства.

17. Педагогизация социума в современной социокультурной среде.

18. Сфера социально-педагогического взаимодействия – ведущее направление деятельности социального педагога.

19. Создание воспитывающих отношений в социуме.

20. Проблема обеспечения социальных гарантий детей и подростков.

21. Проблема обеспечения социальной защиты детей и подростков в социуме.

22. Проблема обеспечения социальной адаптации детей и подростков.

23. Основные направления и содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства.

24. Организация свободного времени детей и подростков по месту жительства.

25. Организация спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками.

26. Базовая культура личности и формирование здорового образа жизни.

27. Национальная культура, традиции и обычаи в формировании личности по месту жительства.

28. Общественно-полезная деятельность детей и подростков по месту жительства.

29. Благотворительность и милосердие в работе по месту жительства.

30. Формирование познавательной активности детей и подростков по месту жительства.

31. Содержание деятельности с детьми «групп социального риска».

32. Влияние социокультурной среды на содержание социально-педагогической деятельности по месту жительства.

33. Организация и методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства.

34. Особенности организации внешкольной жизнедеятельности детей и подростков.

35. Общение детей и подростков по месту жительства: формы и методы.

36. Игра и романтика в работе с детьми и подростками.

37. Детско-подростковый клуб и социально-педагогическая работа в микрорайоне.

38. Инновационные формы социально-педагогической практики в современных условиях.

39. Права ребенка и детское самоуправление по месту жительства.

40. Методики работы с разными категориями детей и подростков.

41. Социально-педагогическая работа с семьей по месту жительства.

42. Современная подростковая субкультура и ее влияние на подростков.

43. Форма и методы работы с детьми и подростками по месту жительства в сельском социуме.

44. Организация туристско-краеведческой работы по месту жительства.

Наши рекомендации