К афедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина
Факультет педагогики и психологии
Курсовая работа на тему:
«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА»
Научный руководитель: к.психол.н., доц.
кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина А.К. Колесова
Выполнила: студентка II курса 208 гр.
В.С. Шемякина
Москва-2016
Содержание:
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Роль родителей в формировании и реализации личностного потенциала ребенка………………………………………………………………………..
1.1. Понятие личности и личностного потенциала. Составляющие личностного потенциала.…………………………………………………
1.2. Личность родителя как основной фактор формирования личностного потенциала ребенка…………………………………………………………
1.3. Компоненты феномена родительства как фактор формирования личностного потенциала ребенка………………………………………
1.4. Психолого-педагогическая грамотность родителя как фактор формирования личностного потенциала ребенка…………………………………………………….......................
1.5. Проблема формирования и реализации личностного потенциала в современных культурно-экономических условиях в нашей стране и за рубежом (социальный фактор)………………………………………….
Выводы………………………………………………………………………
Глава 2 Эмпирическое исследование роли родителей в реализации личностного потенциала ребенка………………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования роли родителей в реализации личностного потенциала ребенка…………………………………………………………………………
2.2. Методика исследования………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования………………
Выводы………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Введение
В настоящее время какого-либо окончательного четкого представления о том, что следует подразумевать под понятием «личностный потенциал», нет. Равно как и понятие личности остается не до конца проясненным. За основу и того, и другого приняты условные определения, и каждый конкретный исследователь в своих работах все равно уточняет, что именно он имеет в виду. В данной исследовательской работе такое уточнение также произойдет, иначе было бы бессмысленным и нецелесообразным пытаться ответить на вопрос, какова роль родителей в формировании и реализации личностного потенциала ребенка.
Однако, при всей двусмысленности и не достаточной, на первый взгляд, ясности этих двух основных терминов, которыми мы будем оперировать, проблема, обозначенная уже в названии данной исследовательской работы, представляется актуальной еще до момента погружения в ее изучение. «Насколько велико влияние родителей в вопросах реализации интеллектуальных, творческих, духовных и иных потребностей ребенка?» - можно сформулировать и так, и непросвещенный человек так или иначе догадается, о чем пойдет речь.
Двадцать первый век – время, когда внимание педагогов, социологов и, наконец, психологов, обратилось к интересам каждого отдельного человека (разумеется, не во всяком государстве). Но в большинстве своем, цивилизованный мир озабочен вопросами индивидуального развития, индивидуального прогресса, индивидуального комфорта. Принцип «не навреди» теперь распространился и на психолого-педагогическую сферу жизни. Воспитание в рабоче-крестьянских семьях сводилось к пользе, которую сможет приносить подрастающее поколение, в аристократических семьях, если речь шла о женщинах, их развитие достигало определенного предела, некоторых возможностей, которыми обладал мужской мир, они не имели и в чем-то были ущемлены. К поддержанию этикета, социальных норм и сводилась основная задача воспитания. Благодаря определенным людям и событиям на сегодняшний день, тем более, имея одного-двух детей, а не десять-двенадцать, мы получили возможность взглянуть на педагогику иначе. Стало важно, какой атмосферой детства окружен ребенок; важно не только то, что он может сделать для страны посредством способностей и дарований, а его личное счастье и удовлетворенность жизнью в настоящий момент и впоследствии. Если ты заставляешь, то ты уже плохой родитель, тебя осудят многие, а не единицы; ты вынужден искать другие пути, другие рычаги воздействия. Многих современных родителей волнует, как быть хорошими воспитателями, как минимализировать ошибки. И все же, какие бы глобальные изменения ни происходили с течением времени в педагогике и психологии, среди людей встречается самое разное отношение к родительству, не всегда позитивное и несущее благоприятную атмосферу.
Целью данной исследовательской работы является выявление позитивных и негативных черт родительского поведения в отношении формирования и реализации личностного потенциала ребенка, составление на их основе психолого-педагогических рекомендаций, призванных повысить уровень знаний родителей о педагогике и детской психологии.
Также мы преследуем цель выявить факторы, влияющие на реализацию личностного потенциала ребенка, и степень зависимости этих факторов от воздействия родителей на своих детей.
Объект исследования – формирование и реализация личностного потенциала ребенка.
Предмет исследования – влияние поведения родителей на формирование и реализацию личностного потенциала ребенка.
Задачи исследования:
1) Выявить содержательное наполнение термина «личностный потенциал» и осветить существующий по этому вопросу теоретический материал
2) Обозначить основные факторы формирования личностного потенциала
3) Охарактеризовать позитивную и негативную модели родительского поведения, оказывающие влияние на формирование и реализацию личностного потенциала ребенка
4) Выявить определенные черты, свойственные позитивному и негативному поведению родителей в контексте формирования и реализации личностного потенциала ребенка
5) Разработать практические рекомендации родителям и педагогам-психологам по научению поведению, способствующему формированию и реализации личностного потенциала ребенка
Гипотеза:
Формирование и реализация личностного потенциала ребенка зависит, во-первых, от личности самих родителей, во-вторых, от компонентов родительства (таких, как семейные ценности, родительские установки, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции и стиль семейного воспитания), в-третьих, от психолого-педагогической грамотности родителей и стремления повысить ее уровень, в-четвертых, от качества жизни общества в каждой конкретной стране.