Программа самостоятельной работы студентов. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы
Общекультурные компетенции:
ОК – 1 – способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОК – 3 – готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин:
«Музейная педагогика», «Древняя история в мировых музейных коллекциях», «Историко-культурное наследие: материальные и нематериальные объекты. Всемирное историко-культурное и природное наследие», производственной и учебной практикам и подготовке научной магистерской диссертации.
Программа дисциплины построенас использованием блочно-модульного принципа.
В программе дисциплины выделены два раздела/модуля. Дисциплинавключает лекционные и семинарские занятия. Курс имеет практическую часть в виде подготовки к семинарам по основным темам дисциплины, подготовки и написании реферата. Практическая часть заключается также в подготовке аналитических обзоров и аннотаций литературы, разработке электронных ресурсов по тематике курса к семинарским занятиям.
Раздел 1. (Модуль 1)
Предмет и задачи курса. Определение понятий и содержания. Музей как социокультурный институт.
Раздел 2 (Модуль 2)
Проектный подход в музейной деятельности и его особенности;
Типология музейных проектов;
Семинарские занятия:
Семинарские занятия включают темы, в которых рассматриваются основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях; типология музейных проектов и источники их финансирования. Рассматриваются вопросы менеджмента организационных структур в культурном секторе; нормативно-правовые акты, регулирующие музейную проектную деятельность, вопросы разработки и реализации музейного проекта.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Профессиональные компетенции:
ПК 9 – способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умение использовать для их осуществления методы изученных наук.
ПК 10 – способностью организовать работу исполнителей, принимать управленческие решения.
ПК 12 – способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
· Современные проектные технологии в музейной деятельности;
· Типологию музейных проектов и источники их финансирования;
· Менеджмент организационных структур в культурном секторе.
· Владеть:
· уверенно владеть понятийным аппаратом, иметь опыт использования данных по курсу в научной, исследовательской, педагогической работе.
· навыками использования полученных знаний в своей профессиональной работе.
Уметь:
· использовать проектные технологии в профессиональной деятельности$
· использовать информационные ресурсы в профессиональной деятельности.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Формируемые компетенции (код) Всего компетенций | |||||||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | ||||||||||||||
Семестр 3 | ||||||||||||||||
Раздел 1 (Модуль 1) | ||||||||||||||||
Тема 1 | ПК-9 | |||||||||||||||
Тема 2 | ПК-10 | |||||||||||||||
Раздел 2 (Модуль 2) | ||||||||||||||||
Семинары | ||||||||||||||||
Тема 1. | Сообщение | ПК-10 | ||||||||||||||
Тема 2. | Доклад, презентация | ПК-10 | ||||||||||||||
Тема 3. | Презентация | ПК-12 | ||||||||||||||
Тема 4. | Презентация | ПК-12 | ||||||||||||||
Подготовка реферата | Текст реферата | ПК-9 | ||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – экзамен | ||||||||||||||||
Содержание дисциплины
5.1. Темы дисциплины «Проектная деятельность музея в области историко-культурного наследия»
№ п/п | Темы лекций | |
Раздел 1. (Модуль 1) (2 часа) | ||
1. | Тема 1. Предмет и задачи курса. Определение понятий и содержания. Музей как социокультурный институт (2 часа). В процессе лекции определяются предмет и задачи курса. Определяется актуальность использования проектных технологий в музейной деятельности. Дается понятие о социокультурной направленности деятельности музея. Значение деятельности музея в развитии образовательного, культурного, научного пространства среды. | |
2. | Тема 2. Проектный подход в музейной деятельности и его особенности. Типология музейных проектов (2 часа) Дается представление о проекте как инновационной форме организации музейной деятельности. Определяются особенности этого явления и причины его появления. Дается представление о типологии музейных проектов, их особенностях в реализации. Определяются источники финансирования проектной деятельности музея. | |
Итого: 4 чаcа | ||
Раздел 2. Модуль 2 (2 часа) | ||
Темы семинарских занятий | ||
1. | Тема 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях. Типология музейных проектов, реализация их в современной практике (2 часа) Вопросы: 1. Направления и организация научно - исследовательской работы в музее; 2. Трансмузейный проект; 3. Интермузейный проект; 4. Музей как проект; 5. Проект в музее; 6. Экспонат как проект. Литература: Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 1996. – 17 с Мастеница Е.Н. Интердисциплинарность музееведения и её отражение в концепции музееведческого образования//Музейное образование. История современные концепции. СБ. материалов Всеросс. Научно-практ.конф.,18-19 апреля 2002 г./ СПб.гос.университет культуры и искусств.-СПб,.2004.С.41-46. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. - №4. -С. 5-13. Гречухина Л.А. Организационно-педагогические условия создания ситуации успеха. Дис. канд. пед. наук. – С-Петербург, 2002, 190 с. Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере. Дис. канд. пед. наук. – Омск, 2000. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества вузе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 1996. – 17 с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и системы повыш. Квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Миоисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.А. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. Сердюкова Н.С. Организационно-педагогические условия формирования исследовательско-творческой культуры учителя. Автореф. Дисс. на соискание уч. степ. Канд. пед. наук. Белгород, 200. – 18 с. Хрусталёва М.А. Из истории проектирования музейных зданий// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 207-233. Щербакова А.А. Из истории музейного проектирования в России// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 234-253. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост.: A.B. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-С. 82. Лебедев А. Музейное проектирование//ПостНаука Видео.URL: http://postnauka.ru/video/13742 Лебедев А. Музейное проектирование или Музеология- что это такое?// Блог начинающего музейщика URL: http://blog.muzeino.ru/muzeynoe-proektirovanie-ili-muzeologiya-chto-eto-takoe/ Лебедев, А. В. О природе музейного проектирования // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 11-24. Лебедев, А. В. Музей на рынке свободного времени [Интервью] // Мир музея. — 2006. — N 11. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., М. 2012. — 176 с. | |
2. | Тема 2. Менеджмент организационных структур в культурном секторе. Источники финансирования музейных проектов (2 часа). 1.Проектный менеджмент 2. Источники финансирования музейных проектов: · Бюджетные средства организаций – музеев; · Средства Благотворительных фондов; · Иные финансовые источники. Литература: Откуда взять деньги? // Музей будущего/ URL: http://www.future.museum.ru/part05/default.htm Копелянская Н.Г. Музейные конкурсы: от фабрики «звезд» к эре «Звездных войн» // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 118 -140. Лебедев, А. В. Музей на рынке свободного времени [Интервью] // Мир музея. — 2006. — N 11. Музей и его партнёры. Сб.тр.твор. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела /Сост.И.М.Косова.Вып.5.М.,2004 Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. - №4. -С. 5-13. Управление музеем: практическое руководство ЮНЕСКО / Под ред. Патрика Дж. Бойлана. Париж: ЮНЕСКО, 2004. Закон № 83-ФЗ, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, вступил в силу еще 1 января 2011 года, но предполагал переходный период до 1 июля 2012 года. РИА Новости http://ria.ru/culture/20120307/586584403.html#ixzz35AfDoKud Андреев С.Н.Маркетинг некоммерческих субъектов.-М.:Финпресс,2002.-141 с. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318. Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2001.-170 с Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие/составитель В.Ю.Дукельский, С.Кози, Н.Никишин, С.Фокс. М.: 2001 Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. A.В.Лебедев. М., 2001 ;То же Электронный ресурс. URL:http://www.ict.edu.ru/ft/003571//index.html ( Никишин H.A., Лебедев A.B. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. A.B. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 22. Управление музеями XXI веке издат- во Государственного Эрмитажа.,СПб,2005.- 111 с. Артамонов А.А. Проектный семинар: технология или искусство? Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 98-117. | |
5. | Тема 3. Нормативно-правовые акты: проектная деятельность музея (2 часа) 1. Законодательные акты РФ 2. Постановления правительства Литература: Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2005 года №740 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.2007 №373, от 29.12.2007 №971, от 14.01.2009 №23) "О федеральной целевой программе «Культура России (2006 2010 годы)» <#"justify">Научная литература: Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318. | |
4. | Тема 4. Проектирование музейных экспозиций и выставок (2 часа) Вопросы: 1. Проектирование музейных экспозиций во 2-ой пол XIX – 80- е гг. XX в. 2. Новые методы проектирования музейных экспозиций в 80-е – 90-е гг. XXв. 3. Современная музейно-экспозиционная деятельность музеев. 4. Музейная выставка: истории и современность Литература: Дукельский В.Ю. Проектирование музейной экспозиции// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 58-76. Дукельский В.Ю. Проектирование корпоративных музеев// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 143-166. Криворученко В. К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №6 - История. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. Е. Добробабенко, Н. Добробабенко “Выставка “под ключ”, 2007. Прокудин В.А. "Выставочная деятельность в России и за рубежом", М., 2005. Шарков Ф.И. "Выставочный коммуникационный менеджмент (управление выставочными коммуникациями)" / М.: Альфа-Пресс, 2006, с. 193-195. "Современный музей в контексте межкультурной коммуникации". Материалы всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в г. Астрахани в 2010 г. март 2012 г. Москва, ГЦМСИР. Сенюкова Н.Л. Основы проектирования музейных экспозиций//Рабочая программа/ Вестник Томского государственного университета/История 2010/-№ 2(10).С.85-90. Музейные экспозиции и выставки// Музейное дело России. М.:ВК, 2003.-С.05-362. Музейная экспозиции: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века:Сб. науч. ст./Отв. Ред.-сост. М.Т.Майстровская.М.,1997.-368с.:ил. Титова Е.В. Музей будущего: инструкция по сборке//Справочник руководителя Учреждения культуры. 2014 № 5 URL:http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/139/3280/ Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» — 2 / Росс. ин-т культурологии. — М., 2003. 456 с. U http://nashaucheba.ru/v14347/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%82.%D0%BF._%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_-_2RL Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / Рос. Ин-т культурологии М-ва культуры РФ; отв. Ред В.Ю.Дукельский.- М., 2010.- 199 с. Щербакова А.А. Из истории музейного проектирования в России// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 234-253. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М., 2008 Юхневич М. Ю. Музейный путеводитель: как это делается в России (тезисы) // Сборник статей «Игра-путешествие “Я иду искать” — партнерский проект петербургских музеев». СПб, 2007. С. 29-31. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318. | |
Итого: семинаров - 8 часов | ||
Всего: 12 часов |
Программа самостоятельной работы студентов
В соответствии с ФГОС направления подготовки 46.04.01.06. «Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии» предусмотрена самостоятельная работа студента (СРС) в форме подготовки и написания реферата, подготовки сообщений, докладов и электронных презентаций.
Структура СРС
Код формируемой компетенции | Тема | Вид | Форма | Объем учебной работы (часов) | Учебно-методические материалы |
Тема 1. Лекция | Подготовка к экзамену | СРС | Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. | ||
Тема 2. Лекция | Подготовка к экзамену | СРС | Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. | ||
Тема 1. семинар | сообщение | СРС | Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. Сенюкова Н.Л. Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»// Вестник Томского государственного университета. Томск,-2010.- Вып.2 История С.85-88. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с. | ||
ПК-10 | Тема 2. семинар | Доклад-презентация | СРС | Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «музееведение». М., 1996. 253 с. | |
Тема 3. | Презентация | СРС | Сенюкова Н.Л. Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»// Вестник Томского государственного университета. Томск,-2010.- Вып.2 История С.85-88. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с. | ||
ПК-12 | Тема 4. | Презентация | СРС | Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с. | |
ПК-9 | Подготовка реферата | Текст реферата | КСР | Сенюкова Н.Л. Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»// Вестник Томского государственного университета. Томск,-2010.- Вып.2 История С.85-88. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с. | |
Итого: |
Виды СРС:
- подготовка реферата, доклада; сообщения
- контрольная работа
По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:
- СРС без участия преподавателя;
- КСР контроль самостоятельной работы студента.
Содержание СРС (по выбору преподавателя)
Предусмотрена подготовка сообщений и докладов магистрами (по желанию) и дальнейшее обсуждение тем под руководством преподавателя в ходе лекционного и семинарского занятия.
Темы сообщений:
1. Направления научно-исследовательской работы в музее (по видам).
2. Научно-исследовательская работа в музеях вузов России и Приуралья (по выбору студента).
3. Научно-исследовательская работа в музеях Удмуртского государственного университета
Темы докладов:
1. Музейно-экспозиционная деятельность Национального музея Удмуртской Республики им. К.Герда;
2. Музейно- экспозиционная деятельность «Государственного Эрмтажа»;
3. Музейно- экспозиционная деятельность «Третьяковской галереи»;
4. Выставки и экспозиции частных музеев за рубежом и в России;
5. Музейные проекты российских музеев;
6. Проектная деятельность зарубежных музеев: истории и опыт.
Литература:
Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 192 с.
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. М., 2005. С. 62-66, 112-125.
Юренева Т.Ю. Музееведение / Юренева Т.Ю. М., 2004.
Основы музееведения: Учебное пособие/ Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005.-504 с.
Музейные экспозиции и выставки //Музейное дело России. М.: ВК, 2003.- С.305-362.
Тематика рефератов
1.Социокультурная направленность исторических музеев Уральского региона;
2.Проектный подход в музейной деятельности (сущность содержание);
3. Формы организации научно-исследовательской работы в музее;
4. Междисциплинарность музейных проектов: новации и традиции;
5. История музейного проектирования в России;
6. Информационный менеджмент: что это такое?
7. Новое в музейном законодательстве: сохранение памятников культурного наследия России;
8. Музей как пространство образования;
9.Музей и социокультурные проекты;
10. Музей и его партнёры
11. История проектирования музейных зданий.
График контроля СРС
Недели семестра | ||||||||||||||||||
формы контроля | с | д | кр | рк | р | рк |
Условные обозначения: р – реферат, д – доклад, с – сообщение рк – рубежный контроль.