Программа самостоятельной работы студентов. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы

Общекультурные компетенции:

ОК – 1 – способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК – 3 – готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин:

«Музейная педагогика», «Древняя история в мировых музейных коллекциях», «Историко-культурное наследие: материальные и нематериальные объекты. Всемирное историко-культурное и природное наследие», производственной и учебной практикам и подготовке научной магистерской диссертации.

Программа дисциплины построенас использованием блочно-модульного принципа.

В программе дисциплины выделены два раздела/модуля. Дисциплинавключает лекционные и семинарские занятия. Курс имеет практическую часть в виде подготовки к семинарам по основным темам дисциплины, подготовки и написании реферата. Практическая часть заключается также в подготовке аналитических обзоров и аннотаций литературы, разработке электронных ресурсов по тематике курса к семинарским занятиям.

Раздел 1. (Модуль 1)

Предмет и задачи курса. Определение понятий и содержания. Музей как социокультурный институт.

Раздел 2 (Модуль 2)

Проектный подход в музейной деятельности и его особенности;

Типология музейных проектов;

Семинарские занятия:

Семинарские занятия включают темы, в которых рассматриваются основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях; типология музейных проектов и источники их финансирования. Рассматриваются вопросы менеджмента организационных структур в культурном секторе; нормативно-правовые акты, регулирующие музейную проектную деятельность, вопросы разработки и реализации музейного проекта.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Профессиональные компетенции:

ПК 9 – способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умение использовать для их осуществления методы изученных наук.

ПК 10 – способностью организовать работу исполнителей, принимать управленческие решения.

ПК 12 – способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать:

· Современные проектные технологии в музейной деятельности;

· Типологию музейных проектов и источники их финансирования;

· Менеджмент организационных структур в культурном секторе.

· Владеть:

· уверенно владеть понятийным аппаратом, иметь опыт использования данных по курсу в научной, исследовательской, педагогической работе.

· навыками использования полученных знаний в своей профессиональной работе.

Уметь:

· использовать проектные технологии в профессиональной деятельности$

· использовать информационные ресурсы в профессиональной деятельности.

Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

  № п/п Разделы, темы дисциплины Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости   Формируемые компетенции (код) Всего компетенций  
Л. Пр. Сам. раб.                
Семестр 3  
Раздел 1 (Модуль 1)                      
  Тема 1       ПК-9            
Тема 2       ПК-10            
Раздел 2 (Модуль 2)                      
  Семинары                        
  Тема 1.     Сообщение ПК-10            
  Тема 2.     Доклад, презентация ПК-10            
  Тема 3.     Презентация ПК-12            
  Тема 4.     Презентация   ПК-12          
  Подготовка реферата       Текст реферата   ПК-9        
  Итого:                  
Форма промежуточной аттестации – экзамен  
                                 

Содержание дисциплины

5.1. Темы дисциплины «Проектная деятельность музея в области историко-культурного наследия»

№ п/п Темы лекций
  Раздел 1. (Модуль 1) (2 часа)
1. Тема 1. Предмет и задачи курса. Определение понятий и содержания. Музей как социокультурный институт (2 часа). В процессе лекции определяются предмет и задачи курса. Определяется актуальность использования проектных технологий в музейной деятельности. Дается понятие о социокультурной направленности деятельности музея. Значение деятельности музея в развитии образовательного, культурного, научного пространства среды.
2. Тема 2. Проектный подход в музейной деятельности и его особенности. Типология музейных проектов (2 часа) Дается представление о проекте как инновационной форме организации музейной деятельности. Определяются особенности этого явления и причины его появления. Дается представление о типологии музейных проектов, их особенностях в реализации. Определяются источники финансирования проектной деятельности музея.
  Итого: 4 чаcа
  Раздел 2. Модуль 2 (2 часа)
  Темы семинарских занятий  
1. Тема 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях. Типология музейных проектов, реализация их в современной практике (2 часа) Вопросы: 1. Направления и организация научно - исследовательской работы в музее; 2. Трансмузейный проект; 3. Интермузейный проект; 4. Музей как проект; 5. Проект в музее; 6. Экспонат как проект. Литература: Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 1996. – 17 с Мастеница Е.Н. Интердисциплинарность музееведения и её отражение в концепции музееведческого образования//Музейное образование. История современные концепции. СБ. материалов Всеросс. Научно-практ.конф.,18-19 апреля 2002 г./ СПб.гос.университет культуры и искусств.-СПб,.2004.С.41-46. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. - №4. -С. 5-13. Гречухина Л.А. Организационно-педагогические условия создания ситуации успеха. Дис. канд. пед. наук. – С-Петербург, 2002, 190 с. Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере. Дис. канд. пед. наук. – Омск, 2000. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества вузе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 1996. – 17 с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и системы повыш. Квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Миоисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.А. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. Сердюкова Н.С. Организационно-педагогические условия формирования исследовательско-творческой культуры учителя. Автореф. Дисс. на соискание уч. степ. Канд. пед. наук. Белгород, 200. – 18 с. Хрусталёва М.А. Из истории проектирования музейных зданий// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 207-233. Щербакова А.А. Из истории музейного проектирования в России// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 234-253. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост.: A.B. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-С. 82. Лебедев А. Музейное проектирование//ПостНаука Видео.URL: http://postnauka.ru/video/13742 Лебедев А. Музейное проектирование или Музеология- что это такое?// Блог начинающего музейщика URL: http://blog.muzeino.ru/muzeynoe-proektirovanie-ili-muzeologiya-chto-eto-takoe/ Лебедев, А. В. О природе музейного проектирования // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 11-24. Лебедев, А. В. Музей на рынке свободного времени [Интервью] // Мир музея. — 2006. — N 11. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., М. 2012. — 176 с.  
  2.   Тема 2. Менеджмент организационных структур в культурном секторе. Источники финансирования музейных проектов (2 часа). 1.Проектный менеджмент 2. Источники финансирования музейных проектов: · Бюджетные средства организаций – музеев; · Средства Благотворительных фондов; · Иные финансовые источники. Литература: Откуда взять деньги? // Музей будущего/ URL: http://www.future.museum.ru/part05/default.htm Копелянская Н.Г. Музейные конкурсы: от фабрики «звезд» к эре «Звездных войн» // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 118 -140. Лебедев, А. В. Музей на рынке свободного времени [Интервью] // Мир музея. — 2006. — N 11. Музей и его партнёры. Сб.тр.твор. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела /Сост.И.М.Косова.Вып.5.М.,2004 Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. - №4. -С. 5-13. Управление музеем: практическое руководство ЮНЕСКО / Под ред. Патрика Дж. Бойлана. Париж: ЮНЕСКО, 2004. Закон № 83-ФЗ, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, вступил в силу еще 1 января 2011 года, но предполагал переходный период до 1 июля 2012 года. РИА Новости http://ria.ru/culture/20120307/586584403.html#ixzz35AfDoKud Андреев С.Н.Маркетинг некоммерческих субъектов.-М.:Финпресс,2002.-141 с. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318. Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2001.-170 с Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие/составитель В.Ю.Дукельский, С.Кози, Н.Никишин, С.Фокс. М.: 2001 Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. A.В.Лебедев. М., 2001 ;То же Электронный ресурс. URL:http://www.ict.edu.ru/ft/003571//index.html ( Никишин H.A., Лебедев A.B. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. A.B. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 22. Управление музеями XXI веке издат- во Государственного Эрмитажа.,СПб,2005.- 111 с. Артамонов А.А. Проектный семинар: технология или искусство? Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 98-117.  
5.   Тема 3. Нормативно-правовые акты: проектная деятельность музея (2 часа) 1. Законодательные акты РФ 2. Постановления правительства   Литература: Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2005 года №740 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.2007 №373, от 29.12.2007 №971, от 14.01.2009 №23) "О федеральной целевой программе «Культура России (2006 2010 годы)» <#"justify">Научная литература: Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318.  
4.   Тема 4. Проектирование музейных экспозиций и выставок (2 часа) Вопросы: 1. Проектирование музейных экспозиций во 2-ой пол XIX – 80- е гг. XX в. 2. Новые методы проектирования музейных экспозиций в 80-е – 90-е гг. XXв. 3. Современная музейно-экспозиционная деятельность музеев. 4. Музейная выставка: истории и современность   Литература: Дукельский В.Ю. Проектирование музейной экспозиции// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 58-76. Дукельский В.Ю. Проектирование корпоративных музеев// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 143-166. Криворученко В. К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №6 - История. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. Е. Добробабенко, Н. Добробабенко “Выставка “под ключ”, 2007. Прокудин В.А. "Выставочная деятельность в России и за рубежом", М., 2005. Шарков Ф.И. "Выставочный коммуникационный менеджмент (управление выставочными коммуникациями)" / М.: Альфа-Пресс, 2006, с. 193-195. "Современный музей в контексте межкультурной коммуникации". Материалы всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в г. Астрахани в 2010 г. март 2012 г. Москва, ГЦМСИР. Сенюкова Н.Л. Основы проектирования музейных экспозиций//Рабочая программа/ Вестник Томского государственного университета/История 2010/-№ 2(10).С.85-90. Музейные экспозиции и выставки// Музейное дело России. М.:ВК, 2003.-С.05-362. Музейная экспозиции: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века:Сб. науч. ст./Отв. Ред.-сост. М.Т.Майстровская.М.,1997.-368с.:ил. Титова Е.В. Музей будущего: инструкция по сборке//Справочник руководителя Учреждения культуры. 2014 № 5 URL:http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/139/3280/ Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» — 2 / Росс. ин-т культурологии. — М., 2003. 456 с. U http://nashaucheba.ru/v14347/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%82.%D0%BF._%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_-_2RL Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / Рос. Ин-т культурологии М-ва культуры РФ; отв. Ред В.Ю.Дукельский.- М., 2010.- 199 с. Щербакова А.А. Из истории музейного проектирования в России// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 234-253. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М., 2008 Юхневич М. Ю. Музейный путеводитель: как это делается в России (тезисы) // Сборник статей «Игра-путешествие “Я иду искать” — партнерский проект петербургских музеев». СПб, 2007. С. 29-31. Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318.  
  Итого: семинаров - 8 часов  
  Всего: 12 часов  

Программа самостоятельной работы студентов

В соответствии с ФГОС направления подготовки 46.04.01.06. «Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии» предусмотрена самостоятельная работа студента (СРС) в форме подготовки и написания реферата, подготовки сообщений, докладов и электронных презентаций.

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
  Тема 1. Лекция Подготовка к экзамену СРС Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с.
  Тема 2. Лекция Подготовка к экзамену СРС Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с.
  Тема 1. семинар сообщение СРС Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с. Сенюкова Н.Л. Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»// Вестник Томского государственного университета. Томск,-2010.- Вып.2 История С.85-88. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с.
ПК-10 Тема 2. семинар Доклад-презентация СРС Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «музееведение». М., 1996. 253 с.
  Тема 3. Презентация СРС Сенюкова Н.Л. Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»// Вестник Томского государственного университета. Томск,-2010.- Вып.2 История С.85-88. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с.
ПК-12 Тема 4. Презентация СРС Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с.
ПК-9 Подготовка реферата Текст реферата КСР Сенюкова Н.Л. Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»// Вестник Томского государственного университета. Томск,-2010.- Вып.2 История С.85-88. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.Едиториал УРСС, 2005.504 с.  
Итого:        

Виды СРС:

- подготовка реферата, доклада; сообщения

- контрольная работа

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

Предусмотрена подготовка сообщений и докладов магистрами (по желанию) и дальнейшее обсуждение тем под руководством преподавателя в ходе лекционного и семинарского занятия.

Темы сообщений:

1. Направления научно-исследовательской работы в музее (по видам).

2. Научно-исследовательская работа в музеях вузов России и Приуралья (по выбору студента).

3. Научно-исследовательская работа в музеях Удмуртского государственного университета

Темы докладов:

1. Музейно-экспозиционная деятельность Национального музея Удмуртской Республики им. К.Герда;

2. Музейно- экспозиционная деятельность «Государственного Эрмтажа»;

3. Музейно- экспозиционная деятельность «Третьяковской галереи»;

4. Выставки и экспозиции частных музеев за рубежом и в России;

5. Музейные проекты российских музеев;

6. Проектная деятельность зарубежных музеев: истории и опыт.

Литература:

Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 192 с.

Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. М., 2005. С. 62-66, 112-125.

Юренева Т.Ю. Музееведение / Юренева Т.Ю. М., 2004.

Основы музееведения: Учебное пособие/ Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005.-504 с.

Музейные экспозиции и выставки //Музейное дело России. М.: ВК, 2003.- С.305-362.

Тематика рефератов

1.Социокультурная направленность исторических музеев Уральского региона;

2.Проектный подход в музейной деятельности (сущность содержание);

3. Формы организации научно-исследовательской работы в музее;

4. Междисциплинарность музейных проектов: новации и традиции;

5. История музейного проектирования в России;

6. Информационный менеджмент: что это такое?

7. Новое в музейном законодательстве: сохранение памятников культурного наследия России;

8. Музей как пространство образования;

9.Музей и социокультурные проекты;

10. Музей и его партнёры

11. История проектирования музейных зданий.

График контроля СРС

Недели семестра
формы контроля   с     д   кр рк               р рк  

Условные обозначения: р – реферат, д – доклад, с – сообщение рк – рубежный контроль.

Наши рекомендации