На самостоятельное изучение
(для студентов заочной формы обучения)
1. Требования к пользователям методик (пользователь-психолог, использование методик специалистами-смежниками).
2. Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.
3. Применение психолого-педагогической характеристики (ПсПХ) в психолого-педагогической практике (текущее /динамическое/ наблюдение за детьми, консультирование, направление к психиатру, направление в психолого-медико-педагогическую консультацию, психодиагностика и др.). 4. Этические нормы использования психологического и педагогического заключений в психолого-педагогической практике.
4. Психопрофилактика как направление работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Категории клиентов психопрофилактической работы.
5. Понятие о «психологической культуре». Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.
6. Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах.
7. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.
8. Организация и содержание специальной психологической и педагогической видов помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей.
9. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
10. Осуществление этапов диагностического процесса в деятельности психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) и её структурных образованиях.
11. Использование компьютера в психолого-педагогической практике.
Примерные темы контрольных работ
(для студентов очной и заочной форм обучения)
Терминологические диктанты по темам: «Определение основных понятий науки», «Психопрофилактика и её методы».
Мини-контрольные:
- Предмет психолого-педагогической диагностики.
- Классификация методов диагностики по степени формализации.
- Направления деятельности психологической службы образования.
Контрольные работы:
- Нормативные требования к использованию компьютеров в психолого-педагогической практике.
- Сходство и отличие понятий «психологическое исследование» и «психологическое обследование».
- Этапы диагностического процесса.
- Особенности психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Периодическая проверка тетрадей для практических занятий и самостоятельных работ.
Примерные темы рефератов
(для студентов очной и заочной форм обучения)
1. Метод тестов: история его появления, опыт и перспективы применения в психолого-педагогической практике.
2. Применение проективных рисуночных методик в современной психолого-педагогической практике.
3. Вклад А.Бине и Т.Симона в теорию и практику тестового метода и психодиагностику в целом.
4. Значимость грамотного составления и оформления психолого-педагогической характеристики на ребёнка в определении его индивидуального маршрута развития.
5. Включённое и невключённое наблюдение за детьми, имеющими нарушения интеллектуального и/или физического развития, в разных видах деятельности.
6. Изучение продуктов детской деятельности как метод, уточняющий и объективизирующий данные о ребёнке.
7. Метод диагностической беседы: теория и практика.
8. Нормативные требования к проведению психодиагностических процедур.
9. Применение компьютеров в современной психодиагностике.
10. Дифференциальная психометрия: основные психометрические показатели психодиагностического инструментария.
11. Использование методов психодиагностики в направлениях оказания психолого-педагогической помощи.
12. Психопрофилактика как направление оказания психолого-педагогической помощи.
13. Психокоррекция как направление оказания психолого-педагогической помощи.
14. Психологическое консультирование как направление оказания психолого-педагогической помощи.
15. Психологическое просвещение как направление оказания психолого-педагогической помощи.
16. История, состояние и перспективы развития психологической службы специальных (коррекционных) учреждений.
17. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного (школьного) возраста с нарушениями интеллектуального и/или физического развития.
18. Цель, задачи, направления работы ПМПК (консультации).
19. Цель, задачи, направления работы ПМПК (комиссии).
20. Цель, задачи, направления работы ПМПк (консилиумов) образовательных учреждений.
21. Особенности проведения психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья.