Педагогическая деятельность
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
Организационная деятельность.
ПК 3.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов.
ПК 3.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 3.3. Использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях (организациях) образования и культуры.
ПК 3.4. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
Содержание и организация образовательного процесса регламентируется следующими документами, которые являются приложениями к ППССЗ по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»:
- учебный план на учебный год;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- программы учебной и производственной практик;
- программы государственной итоговой аттестации;
- фонды оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплинам
и междисциплинарным курсам.
Учебный план
Учебный план программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. N 1388, зарегистрированным Минюстом России от 27 ноября 2014 г. N 34959.
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Общеобразовательный учебный цикл | 39 нед. |
Обучение по учебным циклам, в том числе учебная практика | 104 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | 5 нед. |
Производственная практика (преддипломная) | 1 нед. |
Промежуточная аттестация | 13 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 4 нед. |
Каникулы | 33 нед. |
Итого | 199 нед. |
Недельная аудиторная нагрузка распределяется следующим образом: 36 недель на I, II и III курсах, 35 недель – на IV курсе. График учебного процесса предполагает 16 недель в нечетных семестрах и 20 недель в четных семестрах (в 8-м семестре – 19 недель).
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю.
Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Для всех видов аудиторных занятий академический час установлен продолжительностью 45 минут.
Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
Групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
по дисциплине "Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)" - не более 15 человек;
мелкогрупповые занятия - от 2 до 8 человек;
индивидуальные занятия - 1 человек.
Учебный план предусматривает изучение следующих учебных циклов:
· общеобразовательного;
• общего гуманитарного и социально-экономического;
• профессионального;
и разделов:
• учебная практика;
• производственная практика (по профилю специальности): производственная (исполнительская) практика и производственная (педагогическая) практика;
• производственная практика (преддипломная);
• промежуточная аттестация;
• государственная итоговая аттестация.
Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Обучающиеся, поступившие на базе среднего общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.
При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных организациях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл состоит из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит несколько междисциплинарных курсов.
Профессиональный модуль «Исполнительская деятельность» представлен следующими междисциплинарными курсами:
Вид «Сольное народное пение»
МДК 01.01 «Сольное и ансамблевое пение»;
МДК 01.02 «Основы сценической подготовки»;
МДК 01.03 «Фортепиано»;
МДК 01.04 «Хоровое пение»;
Вид «Хоровое народное пение»
МДК 01.01 «Хоровое и ансамблевое пение»;
МДК 01.02 «Основы сценической подготовки»;
МДК 01.03 «Фортепиано»;
Профессиональный модуль «Педагогическая деятельность» представлен следующими междисциплинарными курсами:
МДК 02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»;
МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»;
Профессиональный модуль «Организационная деятельность»представлен следующими междисциплинарными курсами:
МДК 03.01 «Дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур»;
МДК 03.02 «Областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народной песни»;
МДК 03.03 «Организация управленческой и творческой деятельности».
При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и профессиональная практика (по профилю специальности).
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Результаты освоения ППССЗ оцениваются по 10-балльной шкале.
Обязательная часть профессионального цикла углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов.
Часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы для подгрупп девушек будет использовано на освоение основ медицинских знаний.
В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.
Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки за счет внеаудиторных занятий (спортивные секции). Дисциплина проводится на протяжении всего периода обучения: с 1 по 4 семестр в цикле базовых учебных дисциплин; 5-8 семестр в разделе общего гуманитарного и социально-экономического цикла. Итоги успеваемости студентов оцениваются каждый семестр в форме недифференцированного зачета.
Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования. Формы проведения консультаций - групповые, индивидуальные, письменные, устные.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы, и состоит из следующих дисциплин:
УП.01 | Сольное и хоровое пение (в т.ч. педагогическая работа) |
УП.02 | Хоровой класс |
УП.03 | Основы народной хореографии |
УП.04 | Ансамблевое исполнительство |
Производственная практика является обязательным разделом учебного плана. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения (6 недель). Производственная практика состоит из двух этапов:
производственная практика (по профилю специальности) – 4 нед.;
производственная практика (педагогическая) – 1 нед.;
производственная практика (преддипломная) – 1 нед.
Производственная практика включает в себя исполнительскую и педагогическую практики.
Исполнительская практика проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке самостоятельных работ и концертных выступлений;
Педагогическая практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в виде ознакомления с методикой преподавания хоровых дисциплин и методикой постановки голоса в классе опытных преподавателей.
Базой педагогической практики является сектор педагогической практики колледжа.
Преддипломная практика проводится в течение VII - VIII семестров под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.