Объекты научных исследований и их классификация
В методологии научных исследований под объектом познания принято понимать то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, то есть процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и изображенные для изучения, а предметомпознания - исследуемые с определенной целью свойства, отношения объекта.
Исследовать можно не только эмпирический объект (качество продукции, себестоимость изделия), но и теоретический (действие закона стоимости).
Эмпирические объекты исследования делятся на натуральные или физические, существующие в природе объективно, независимо от нашей воли и сознания, и искусственные, в том числе технические, созданные по воле человека.
В зависимости от степени сложности существуют простые и сложные объекты исследований, различие между которыми определяется числом элементов и видом связей между ними.
Простые объекты содержат несколько элементов (например, заработная плата рабочих порта относится к простому объекту исследования, потому что имеет ограниченное число влияющих на нее факторов; амортизация транспортных средств и т.п.).
К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которую нужно сначала исследовать, а затем описывать. Они исследуются методом “черного ящика”, который заключается в поиске взаимной связи между входными воздействиями и реакцией объекта на них. Таким объектом, например, может быть конъюнктура рынка, на формирование которой влияют как внешние, так и внутренние факторы.
Правильное выделение объекта исследования из окружающего материального мира в соответствии с целями исследования обуславливает повышение результативности исследования.
Каждый объект исследования окружает среда, с которой он взаимодействует. Поэтому задача исследователя состоит в определении факторов, влияющих на объект исследования, выделении из них существенных и несущественных и сосредоточении усилий на существенных факторах. Выбор существенных факторов по критериям является целью научного исследования и определяет уровень накопленных знаний в этом направлении. Если уровень знаний о влиянии факторов на поведение объекта недостаточный, то это может быть основанием для отнесения данных факторов к группе существенных.
Выбор существенных воздействий на объект исследования имеет большое практическое значение, так как влияет на степень достоверности полученных результатов. Если какое-либо существенное воздействие не учтено, то выводы, полученные в результате исследования, могут быть ошибочными, неполными или неверными.
Определив объект исследования, его предмет и факторы, влияющие на причинно-следственные результаты состояния объекта, устанавливают его параметры, т.е. полноту изучения объекта в соответствии с целями исследования. От правильности определения параметра исследования и классификации объектов в значительной степени зависят результаты выполненного исследования.
Наиболее распространенными являются два метода классификации объектов исследований.
1. Классификация объектов по наличию и отсутствию признаков. Она заключается в том, что множество объектов делится на два класса. Один из них имеет определенное свойство, а второй не имеет его. В свою очередь второй класс может быть подразделен на два еще более мелких класса, из которых один имеет некоторое свойство, а другой не имеет его и т.д.
2. Классификация объектов по видоизменению признака. Она состоит в том, что члены деления представляют собой такие совокупности предметов, в каждой из которых общий для всех совокупностей признак проявляется по-особому, с теми или другими вариациями. Для лучшего познания изучаемых объектов при любой классификации требуется с самого начала выбрать основание деления.
Логически составленная классификация должна удовлетворять следующим требованиям:
ü быть не слишком узкой и не широкой;
ü произведена по одному основанию, которое должно быть не произвольным понятием, а относится к существу делимого целого;
ü исключать несовместимость понятий (например, показатели работы предприятия плохие, но оно значится в числе передовых).