Формы достижения воспитательных результатов 1 страница
Программа внеурочной деятельности
По научно-познавательному направлению
В 1-4 классах
«Школа исследователя»
Рабочая группа по составлению программы:
Белобородова Ольга Георгиевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8
Шалашова Жанна Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8
Кулакова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8
Черемхово, 2011 г
Пояснительная записка
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Вид программы: комбинаторная.
Программа рассчитана на 135 часов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Школы исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.
Сроки реализациипрограммы:4 года
Цель программы:приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи программы:
¾ Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
¾ Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
¾ Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
¾ Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
¾ Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы» (36 ч), «Исследовательские умения» (28 ч), «Коллективное творчество» (9 ч), «Самостоятельная исследовательская практика» (30 ч), «Наблюдения, опыты и эксперименты» (32 ч).
Задачи программы по модулям:
Модуль I «Познавательные процессы»:
¾ совершенствование познавательных потребностей;
¾ развитие познавательной сферы.
Модуль II «Исследовательские умения»:
¾ обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;
¾ формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
Модуль III «Коллективное творчество»:
¾ развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.
Модуль IV «Самостоятельная исследовательская практика»:
¾ формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Модуль V «Наблюдения, опыты и эксперименты»:
¾ формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;
¾ формирование и развитие умений экспериментировать.
Класс
Цель:приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Модули | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Познавательные процессы (9 ч) | Исследовательские умения (7 ч) | Коллективное творчество (9 ч) | Наблюдения, опыты и эксперименты(8ч) | |
Включи память! | Что такое исследование. | Игра «Зоопарк» | Опыт «Бездонный бокал» | |
Секрет порядка. | Наблюдение и наблюдательность. | Игра «Подготовка к состязаниям» | Опыты «На что способен наш мозг» | |
Стань лучшим! | Острый взгляд | Игра «Гуляющие цыплята» | Опыт «Надорванная полоска» | |
Стань лучшим! | Что такое эксперимент. | Игра «Пиктографическое письмо» | Опыт «Почему не выливается» | |
В гости к пчёлам. | Экспериментирование. | Игра «Сочинение рассказов» | Опыт «Варёное и крутое яйцо» | |
Полцарства за ковёр! | Гипотезы и провокационные идеи. | Игра «Фабрика игрушек» | Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | |
Следопыты на месте не сидят! | Учимся вырабатывать гипотезы. | Игра «Наша любимая сказка» | Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | |
Шпионы опять шпионят. | Игра «Сказочный поезд» | Резервный урок | ||
К настоящим волшебникам! | Игра «Подводное царство» |
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 1 классе:
Познавательные УУД:
¾ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
¾ синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
¾ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
¾ классификации объектов;
¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
¾ способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
¾ умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
¾ понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
¾ умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
¾ основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
¾ преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
¾ понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
¾ ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Класс
Цель:развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям.
Модули | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Познавательные процессы (9 ч) | Исследовательские умения (7 ч) | Самостоятельная исследовательская практика (10 ч) | Наблюдения, опыты и эксперименты(8ч) | |
Задания для агента 007. | Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя. | Мини-курс «Тайны великих открытий» | Опыт «Невидимые чернила» | |
Верни всё на свои места. | Методы исследования. | Мини-курс «Тайны великих открытий» | Опыты «Картофельные штампы» | |
Раз словечко, два словечко. | Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. | Мини-курс «К царице всех наук» | Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» | |
Все в Цифропарк! | Учимся работать с книгой. | Мини-курс «Там на неведомых дорожках» | Опыт «Пуговица - погремушка» | |
В стране Вымышляндии. | Учимся работать с научным текстом. | Мини-курс «От древнего человека до наших дней» | Опыт «Цветы лотоса» | |
Наколдуй себе сказку! | Учимся работать с научно-познавательной литературой. | Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования» | Опыт «Как выйти сухим из воды» | |
Фокусы с числами и буквами. | Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса. | Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования» | Опыт «Чудесные спички» | |
Чёрные и белые. | Как подготовить защиту исследовательской работы. | Резервный урок | ||
В стране Звуков и Цветов. | Презентация результатов исследования на «Школе исследователя» | |||
НПК младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» |
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» во 2 классе:
Познавательные УУД:
¾ подведение под понятия, выведение следствий;
¾ установление причинно-следственных связей;
¾ построение логической цепи рассуждений;
¾ умение структурировать знания;
¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
¾ смысловое чтение, извлечение информации;
¾ определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
¾ способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
¾ умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
¾ преодоление импульсивности, непроизвольности;
¾ понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
¾ умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
¾ форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
¾ степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Коммуникативные УУД:
¾ понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
¾ учет разных мнений и умение обосновать собственное;
¾ умение договариваться, находить общее решение.
Класс
Цель:развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Модули | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Познавательные процессы (9 ч) | Исследовательские умения (7 ч) | Самостоятельная исследовательская практика (10 ч) | Наблюдения, опыты и эксперименты(8ч) | |
Детективы, за работу! | Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы. | Мини-курс «Загадки «философского камня». | Опыт « кто сильнее». | |
Фокусы-покусы. | Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный. | Мини-курс. «Чудеса человеческого тела». | Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента. | |
Взялись за руки слова. | Воображаемые и оценочные вопросы. | Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления» | Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента | |
Художник – на обеде. Мы – за него! | Учимся работать с исследовательским фартуком. | Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь» | Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента. | |
Собери сокровища. | Метод шести думательных шляп. Кластер. | Мини-курс «Древнейшие изобретения человека» | Эксперимент «Определение плавучести предметов». Заполнение протокола эксперимента. | |
Без чего не обойтись? | Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок». | Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | Эксперимент «Акварельная монотипия». Заполнение протокола эксперимента | |
Мир интересностей. Найди свою. | Учимся строить схемы. | Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | Опыт «Танцующая фольга» | |
Сначала думай – потом говори! | Подготовка к защите исследовательской работы | Резервный урок. | ||
Сначала думай – потом говори! | Презентация результатов исследовательской работы на занятии «Школы исследователя». | |||
НПК младших школьников «Молодость, Творчество. Талант». |
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 3 классе:
Познавательные УУД:
¾ построение логической цепи рассуждений;
¾ доказательство;
¾ выдвижение гипотез и их обоснование;
¾ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
¾ знаково-символические моделирование и преобразованиемодели с целью выявления общих законов;
¾ умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
¾ выбор эффективных способов решения задач;
¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
¾ смысловое чтение, извлечение информации;
¾ определение основной и второстепенной информации;
¾ свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
¾ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные УУД:
¾ преодоление импульсивности, непроизвольности;
¾ умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
¾ умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
¾ самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
¾ различение способа и результата действий;
¾ умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД:
¾ умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
¾ способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
¾ взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Класс
Цель:приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Модули | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Познавательные процессы (9 ч) | Исследовательские умения (7 ч) | Самостоятельная исследовательская практика (10 ч) | Наблюдения, опыты и эксперименты(8ч) | |
Поймай шпиона. | Культура мышления. | Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?» | Эксперимент «Могучая скорлупа» Заполнение протокола исследователя. | |
Сокровища ума. | Научная теория. | Мини-курс «Химия на службе у человека». Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно» | Опыт «Сильная газета» | |
Миллион за правильное слово! | Практическое занятие по проверке собственных гипотез. | Мини-курс. «Теорема Пифагора – источник удивительных открытий» | Эксперимент «Почему неспелые яблоки кислые?» | |
Один взгляд, и ключ найден! | Ассоциации и аналогии. | Мини-курс. «Такой незнакомый знакомый русский язык» | Эксперимент «Домашняя газированная вода» | |
Волшебный дизайнер. | Генерирование идей. | Мини-курс «История России в символах». Тематическая дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе без знания истории?» | Коллективная творческая работа: Закладка эксперимента с куриной костью, выращивание кристалла, «окрашивание растения». | |
Стой, кто идёт? Отгадай пароль. | Учимся оценивать идеи. | Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.) | Эксперимент «Утопи и съешь» | |
Стой, кто идёт? Отгадай пароль. | Суждения, умозаключения, выводы. | Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.) | Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы. | |
Для любителей приключений. | Подготовка к защите исследовательской работы. | Резервный урок. | ||
За работу, словоделы! | Презентация результатов исследовательской работы на занятии «Школы исследователя». | |||
НПК младших школьников «Молодость. Творчество. Талант». |
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе:
Познавательные УУД:
¾ построение логической цепи рассуждений;
¾ доказательство;
¾ выдвижение гипотез и их обоснование;
¾ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
¾ смысловое чтение, извлечение информации;
¾ определение основной и второстепенной информации;
¾ свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
¾ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
¾ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
¾ умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
¾ умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
¾ умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
¾ адекватность и дифференцированность самооценки;
¾ умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
¾ рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
¾ способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
¾ умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):
¾ Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
¾ Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
¾ Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Формы достижения воспитательных результатов
на занятиях «Школы исследователя»:
Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия | |
1 класс | Коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон | - | - |
2 класс | Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон | Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум | Выставка - демонстрация папок исследователя. Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне. |
3 класс | Самостоятельная исследовательская практика | ||
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон | Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, исследовательская лаборатория, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы | Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на школьном и муниципальном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне. | |
4 класс | Самостоятельная исследовательская практика | ||
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская | Виртуальные научные экспедиции, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт, эксперименты, тематические дискуссии, аукцион гипотез, практикум | Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне, дистанционные интеллектуальные конкурсы, социально ориентированные акции |
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольныеодновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся. При планировании работы «Школы исследователя» учитывается специфика мини-курсов в III четверти в связи с привлечением специалистов из предметных областей, поэтому возможно внесение корректив в рабочем порядке в последовательность изучения тем, в количество часов, отводимых на изучение отдельных тем.