Учебно-исследовательские задания по изучению темы
Практическое занятие
Тема «Технология разрешения конфликтов»
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы сущность и признаки конфликта? Проиллюстрировать их на примере.
2. Каковы этапы (и модели) развития конфликта? (Покажите на примере поэтапную динамику развития конфликта (по одной из моделей).
3. Каковы этапы разрешения конфликта и особенности действий на каждом этапе? (Проследите на конкретном примере)
4. Каковы стратегии (способы) разрешения конфликтов. Чем обусловливается выбор способа разрешения конфликта?
5. Как влияют на развитие конфликта разрушающие переживания? (При ответе используйте знания о роли «Я-концепции» и экзистенциональных позиций в образовании эмоциональных реакций; о роли шаблонов губительного мышления и иррациональных убеждений, запускающих эмоциональные переживания; о возможностях «разумных рассуждений»).
6. Каковы эффективные способы управления эмоциями в условиях конфликта и способы изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций.
7. Каковы функции и способы этической защиты? (Привести примеры-иллюстрации из педагогической практики).
8. Проиллюстрируйте на примере использование методического приема «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр) для анализа педагогического конфликта.
Литература.
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Андриади. – М. : Академия, 1999.
2. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев.– СПб. : Речь, 2002.–174 с.
3. Куницина, В.Н. Межличностное общение /В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша.- СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
4. Кибанов, И.Я. Конфликтология / И.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова, М. : ИНФРА-М, 2005. – 302с.
5. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения /А.А.Лобанов. – М. : Академия, 2002. – 192 с.
6. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М. : Просвещение, 2003. – 304 с.
7. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
9. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. – М. : Цента «Педагогический поиск», 2001.
10. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М. : Пед. общество России, 1998. – 250 с.
Темы докладов (длительность выступления 6-7 минут)
1. Развитие и разрешение конфликта (представьте в докладе 1-3 вопросы для обсуждения).
2. Способы разрешения конфликтов.
3. Использование метода рационально-эмоциональной терапии (РЭТ) в разрешении конфликтов (представьте в докладе вопрос для обсуждения вопроса 5).
4. Способы управления эмоциями в конфликтных ситуациях (представьте в докладе 6-7 вопросы для обсуждения).
5. Этическая защита.
Примечание: использование слайдовой презентации позволит выступить содержательно и соблюсти регламент.
Учебно-исследовательские задания по изучению темы
при подготовке к занятию
Задание 1. Составление таблицы «Техники управления эмоциями в конфликте».
При выполнении задания обратите внимание на книгу: Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.
Наименование | Характеристика | Уместно, если... |
Задание 2. Составление таблицы «Способы этической защиты».
Изучите книгу: Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общество России, 1998. – 250 с. Выпишите способы этической защиты. Продумайте примеры из практики.
Наименование | Характеристика | Уместно, если... |
Задание 3. Изучитев предложенных ниже материалах (ЗАДАНИЯ
3.1 – 3.4):
– методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр) для выявления интересов конфликтующих сторон (задание 3.1 «Анализ конфликтной ситуации.).
– способ выявления своих иррациональных убеждений, запускающих разрушительные переживания (задание 3.2 «Шаблоны «губительного мышления»);
– способ изучения своих эмоциональных состояний, сопровождающих конфликтное взаимодействие (задание 3.3. «Эмоции в конфликте»);
– тест по выявлению форм своего поведения в конфликтных ситуациях(задание 3.4 тест «Стили разрешения конфликтов (К.Томас)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Задание 3.1. «Анализ конфликтной ситуации.
Цель: используя методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр), выявить интересы конфликтующих сторон.
Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, опираясь на предварительно составленную карту конфликта: выделить предмет конфликта, свои требования к оппоненту, требования оппонента к себе, свои интересы и опасения и интересы и опасения оппонента, обсудить приобретенный опыт.
Инструкция. Объединиться в пары с другим участником семинара, сесть напротив друг друга. По очереди играть роли психолога и клиента.
Задача клиента - проконсультироваться по поводу возникшего конфликта: описать конфликтную ситуацию; предмет, из-за которого разгорелся конфликт; какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия; потребности и опасения каждой стороны.
Задача психолога: внимательно выслушивать, оказывать помощь вопросами и замечаниями с анализа конфликта, воздерживаться от оценок, занимать нейтральную традицию. Обсудить предложения по урегулированию, выбрать оптимальные варианты.
Вопросы для рефлексии: 1. Каковы ваши впечатления о проделанной работе? 2. Какую роль в понимании конфликта сыграл анализ интересов сторон? 3. Какой опыт вы приобрели, осуществляя роль психолога-консультанта? 4. Что вы можете сказать о достоинствах данного метода по области его применения и его ограничениях? 5. Какой опыт вы приобрели, выполняя это задания?