Оценка изобразительно-графических способностей.
Задание № 1
Нарисуй дом, дерево, человека.
Оценка кратковременной слухоречевой сукцессивной памяти — повторение рядов цифр, рядообразованйй.
Задание № 2
Повтори в том же порядке цифры: 3-8-6; 3-4-1-7; 8-4-2-3-9. Повтори в обратном порядке: 2-5; 5-7-4; 7-2-9-6. Назови дни недели, месяцы.
3. Ориентировка в понятиях «право - лево».
Задание № 3
(пробы Хеда)
Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз.
4. Выполнение субтестов «Недостающие детали».
Задание № 4
Скажи, чего не хватает у животных на картинках. (Приложение № 1)
Мыслительные операции
Обследование пространственного восприятия.
Задание № 5
Тест Пиаже на постоянство числа
Предложить ребёнку выложить в 2 ряда 10 красных и 10 жёлтых квадратов. Спросить, где больше (ответ: поровну). Сдвинуть квадраты в одном из рядов. Опять спросить, где больше. Ребёнок должен ответить: «Поровну». Если ответ другой, то предложить пересчитать квадраты. Ребёнок должен понять, что их число не изменилось и не зависит от расположения в пространстве. Тест повторить на другом материале. (Приложение № 2)
Задание № 6
Дать 5 больших и 10 маленьких кружочков одного цвета, предложить выложить их в два ряда (одинаковой длины). Сдвинуть один ряд. Спросить, где кружочков больше? Каких кружочков больше? (Приложение № 3)
Задание № 7
Тест Пиаже на постоянство массы
Показать ребёнку 2 стакана с равным количеством воды. Спросить, где больше. Ответ: поровну.
Перелить воду из одного стакана в банку. Спросить: «А теперь, где больше». Если ответ неправильный, перелить воду обратно в стакан, спросить: «А сейчас?» Ответ: поровну. Вывод: было одинаковое количество воды в стакане и в банке. Чтобы проверить понимание, повторить тест на новом материале. (Приложение № 4) /
Задание № 8
Тест на постоянство массы
Дать ребёнку два одинаковых кусочка пластилина, предложить скатать два шарика. Спросить, где пластилина больше. Ответ: поровну. Предложить из одного шарика скатать «колбаску». Спросить, где теперь больше пластилина. Ребёнок должен ответить: «Поровну». Если ответ опять неправильный, дать задание скатать из «колбаски» шарик и сравнить с первым.
2. Исключение четвёртого лишнего.
Задание № 9
Цель: проверить владение обобщениями. (Приложение №5)
Дать четыре картинки: красный помидор, красная морковь, красное платье и зелёный огурец. Предложить найти лишнюю картинку, объяснить выбор. Если ребёнок группирует по второстепенному признаку (здесь по цвету) - у него низкий уровень интеллектуального развития. Тест повторить на других картинках.
Нахождение сходств и различий предметов.
Задание № 10
Цель: уточнить способность к обобщению и сравнению предметов, явлений.
Предложить 2 картинки: кукла и девочка. Попросить найти сходства и различия. Ребёнок должен сказать: девочка - живая, а кукла - нет. Это главное отличие. Если ребенок не справляется, помочь вопросами: «Если кукла и девочка упадут, кому будет больно?», «Почему?»
Повторить задание. Если не справился, предложить сравнить птицу и самолёт (Приложение № 6).
Обследование внимания.
Задание № 11
Цель: проверить устойчивость, распределение, концентрацию и переключение внимания.
Задание: срисовать цветные кружочки в той же последовательности (Приложение № 7).
Обследование зрительной памяти.
Цель: уточнить объём и точность запоминания.
Задание № 12
Дать 8 карточек одной классификации (игрушки). Пирамида, кукла, мяч, машина, кубик, юла, матрешка, мишка.
Назови 2 раза эти предметы, а потом повтори по памяти в этом же порядке. (Приложение № 8)
Проверка вербально-слуховой памяти.
Цель: уточнить объём и точность запоминания слов.
Задание № 13
Называть 8 предметов одной классификации (мебель). Стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, табурет, полка.
Перед выполнением задания дать установку: «Сейчас я два раза назову слова, а ты их повторишь в том же порядке».
7. Обследование устной речи.
Цель: уточнить общий уровень развития речи. Здесь необходимо уточнить состояние импрессивной и экспрессивной речи:
а) понимание ребёнком обращенной речи;
б) способность самостоятельно строить речевые высказывания и адекватно пользоваться ими в общении.
Анализируем параметры экспрессивной речи:
а) активность;
б) сложность фраз;
в) среднюю длину фразы;
г) грамматическую сторону речи;
д) объём словарного запаса;
е) фонематическую компетентность ребёнка;
ж) произношение.
Обследование звукопроизношения, звукоразличения и
слоговой структуры слова
1. Выявление возможных нарушений произносительной стороны речи:
а) пропуски, искажения, замены звуков;
б) нарушение слоговой структуры и звуконаполнения слов;
в) искажение интонационно-мелодической (просодической) стороны речи.
Задание № 14
Проверить произношение следующих фраз:
а)Старушка сушила бельё.
б) Пара играет на рояле.
в) Собачка Жучка играла на крыльце со своими щенками.
г) Возле крыльца лежала заржавленная лопата.
д) Милиционер Валерий дежурил на посту.
е) Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит.
В случае смешения в произношении некоторых звуков проверить их в словах, затем слогах.
2. Фонематические процессы анализируются по 3 аспектам:
1) фонематическое восприятие;
2) фонематические представления;
3) навыки фонематического анализа и синтеза.
Первая функция формируется спонтанно - это физиологический процесс. Вторая и третья - в результате специального обучения.
Дети, с которыми такая работа не проводилась, не знакомы с понятиями «звук», «слог», «согласный», «гласный». Они не поймут задания, а значит, и не смогут его выполнить. Надо найти слова, понятные им, поэтому предлагаю 2 варианта задания.
1) Раздели на слоги (на части) слова: стол, машина, кошка.
2) Назови все звуки (буквы) в словах: стул, куст, кошка.
3) Если бы у тебя было 3 буквы «К», «О», «Т», какие бы слова ты мог сложить? (Кот, ток, кто.)