Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль

Педагогика и психология образования

Квалификация (степень) выпускника магистр

Москва 2016

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») проект.

Разработчик:

ГАОУ ВО МГПУ, профессор

общеинститутской кафедры психологии образования Ключко О.И. Департамент образования города Москвы - student2.ru

Рецензенты:

ГАОУ ВО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования

Поставнев В.М.

Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № от «__» ________________ 2016 г.

Зав. кафедрой: профессор А.И. Савенков

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины:формирование у студентов методологической культуры, способности самостоятельно планировать, организовывать и реализовывать научные исследования.

Задачи дисциплины:

1. Обеспечить усвоение основных методологических требований к научному исследованию и критериев его оценки; способствовать развитию методологической культуры психолого-педагогического исследования и анализа образовательных новаций;

2. Овладеть практическими навыками планирования и организации всех этапов психолого-педагогического исследования; освоение различных методов научного исследования.

3. Развивать исследовательское мышление, профессиональную рефлексию и целеполагание, творчество и интерес к психолого-педагогическим исследованиям;

4. Формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности в области образования

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в модуль «Научно-исследовательская работа», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 1-ом семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенные трудовые функции[2]: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

трудовые функции[3]: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; развивающая деятельность;

трудовые действия[4]:

разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

профессиональные компетенции[5]:

· владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

· способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35);

· способность разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37);

· способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41).

знать:

-уровни методологии научного познания;

- современные методы исследования и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач;

- структуру и логику научного исследования, содержание его основных этапов;

- этические нормы проведения психолого-педагогических исследований;

уметь:

- осуществлять поиск проблемы, выбор темы и разработку программы исследования;

- обосновывать актуальность исследования, аргументировано выдвигать научную гипотезу и составлять замысел исследования;

- выбирать и обосновывать методы научного исследования и обработки полученных данных;

- организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования;

владеть навыками:

- построения теоретической модели исследования;

- поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации;

- подготовки, оформления и презентации отчета о проведенном исследовании.

Наши рекомендации