Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль
Педагогика и психология образования
Квалификация (степень) выпускника магистр
Москва 2016
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») проект.
Разработчик:
ГАОУ ВО МГПУ, профессор
общеинститутской кафедры психологии образования Ключко О.И.
Рецензенты:
ГАОУ ВО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования
Поставнев В.М.
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования
Протокол № от «__» ________________ 2016 г.
Зав. кафедрой: профессор А.И. Савенков
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель дисциплины:формирование у студентов методологической культуры, способности самостоятельно планировать, организовывать и реализовывать научные исследования.
Задачи дисциплины:
1. Обеспечить усвоение основных методологических требований к научному исследованию и критериев его оценки; способствовать развитию методологической культуры психолого-педагогического исследования и анализа образовательных новаций;
2. Овладеть практическими навыками планирования и организации всех этапов психолого-педагогического исследования; освоение различных методов научного исследования.
3. Развивать исследовательское мышление, профессиональную рефлексию и целеполагание, творчество и интерес к психолого-педагогическим исследованиям;
4. Формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности в области образования
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина входит в модуль «Научно-исследовательская работа», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 1-ом семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенные трудовые функции[2]: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
трудовые функции[3]: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; развивающая деятельность;
трудовые действия[4]:
разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
профессиональные компетенции[5]:
· владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
· способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35);
· способность разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37);
· способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41).
знать:
-уровни методологии научного познания;
- современные методы исследования и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач;
- структуру и логику научного исследования, содержание его основных этапов;
- этические нормы проведения психолого-педагогических исследований;
уметь:
- осуществлять поиск проблемы, выбор темы и разработку программы исследования;
- обосновывать актуальность исследования, аргументировано выдвигать научную гипотезу и составлять замысел исследования;
- выбирать и обосновывать методы научного исследования и обработки полученных данных;
- организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования;
владеть навыками:
- построения теоретической модели исследования;
- поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации;
- подготовки, оформления и презентации отчета о проведенном исследовании.