Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. 1 страница

Проблема инвестиционного кризиса. Проблема безработицы. Рынок труда. Проблема стагфляции и пути ее преодоления. Роль кредитно-денежной и фискальной политики в этом процессе. Проблема экономической безопасности. Дилемма экономического роста и социальной поддержки населения. Реформа банковской системы. Фондовый рынок. Налоговая система. Агропромышленный комплекс в переходных условиях. Бюджетный федерализм.

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Тема 26. Научно-теоретическая студенческая конференция.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- повторение пройденного материала по конспектам лекционного курса;

- самостоятельное изучение учебной и учебно-методической литературы;

- подготовку докладов по планам семинаров;

- решение задач и тестов;

- подготовку к экзаменам.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и метод экономической теории.

2. Основные направления экономической мысли. Основные экономические школы.

3. Современное содержание парадигмы экономического и социального развития. Экономическая теория и экономическая политика.

4. Экономическая система в условиях полной занятости ресурсов.

5. Эффективное использование ресурсов. Граница производственных возможностей.

6. Натуральное и товарное производство. Роль частной собственности.

7. Конкуренция совершенная и несовершенная.

8. Рынок: его функции, условия существования.

9. Субъекты рыночной экономики. Кругооборот благ и доходов.

10. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Детерминанты спроса.

11. Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Детерминанты предложения.

12. Рыночное равновесие и равновесная цена.

13. Эластичность спроса и предложения.

14. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия. Карта кривых безразличия..

15. Выбор потребителя. Бюджетное ограничение потребителя.

16. Производственная функция. Изокванта.

17. Виды издержек производства.

18. Закон возрастающих издержек. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

19. Виды прибыли.

20. Равновесие конкурентного производителя в краткосрочном периоде.

21. Кривая предложения в условиях совершенной конкуренции.

22. Равновесие конкурентного производителя в долгосрочном периоде.

23. Монополия в условиях равновесия.

24. Принципы монополистического ценообразования. Диверсификация (дискриминация) цен.

25. Монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция.

26. Виды олигополии.

27. Заработная плата. Компромисс между трудом и досугом.

28. Монопсония на рынке труда.

29. Роль профсоюзов. Минимальная заработная плата. Двусторонняя монополия.

30. Рынок капитала.

31. Специфические особенности рынка земли. Понятие ренты и арендной платы. Цена земли.

32. Понятие предприятия. Основные формы предпринимательской деятельности.

33. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт.

34. Структура валового национального продукта по расходам, по доходам.

35. Производные показатели системы национальных счетов: чистый национальный продукт, национальный доход, личный, располагаемый доход.

36. Номинальный и реальный ВНП.

37. Экономический рост, его типы. Факторы экономического роста.

38. Совокупный спрос и его особенности.

39. Совокупное предложение. Особенности кривой совокупного предложения.

40. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

41. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект храповика.

42. Потребление и сбережение. Эффект мультипликатора. Мультипликатор и акселератор.

43. Рецессионный и инфляционный разрывы.

44. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.

45. Теория экономического цикла. Производственный цикл в условиях индустриального общества. Фазы цикла.

46. Безработица, ее типы. Фактический и естественный уровни. Полная занятость.

47. Понятие инфляции. Виды инфляции.

48. Инфляция и безработица. Кривая Филипса. Проблема стагфляции.

49. Антиинфляционные меры.

50. Деньги. Денежный рынок и его равновесие.

51. Банковская система как организатор денежного рынка

52. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

53. Финансы. Государственный бюджет.

54. Государственный долг. Причины возникновения, последствия.

55. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

56. Налоговая система. Пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги.

57. Социальная политика в условиях рынка.

58. Дифференциация и нивелировка доходов. Кривая Лоренца.

59. Переходная экономика как объект экономической теории.

60. Либерализация цен и реформа ценообразования.

61. Приватизация и разгосударствление общественной собственности.

62. Структурная перестройка экономики.

63. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.

64. Глобализация экономики.

65. Валютная система мирового хозяйства.

66. Платежный баланс.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Липсиц, И. В. Экономика: учебник / И. В. Липсиц. – 2-е изд-е, стер. – М.: Омега-Л, 2007.

3. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

4. Экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. – изд-е, испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2009.

Дополнительная:

1. Азрилияна, А. Н. Новый экономический словарь / А. Н. Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2006.

2. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2006.

3. Зайцев, Н. Л. Краткий словарь экономиста / Н. Л. Зайцев. – 3-е изд-е. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Каменецкий, В. А. Собственность в XXI столетии / В. А Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: Экономика, 2004.

5. Ковалев, С. Н. Экономика: учеб. пособие / С. Н. Ковалев, Ю. В. Латов. – М.: Книжный мир, 2004.

Периодические издания:

1. Вопросы экономики: журнал.

2. Российский экономический журнал.

3. Экономист: журнал.

4. Экономика и право: журнал.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения (графопроектор с экраном, диапроектор), учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

Составители: д.э.н., проф. Безденежных Т.И., к.э.н., доц. Шмельков Н.Н., ст. преподаватель Прокопец Н.Н. кафедры «Общая экономическая теория»

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Общая экономическая теория» Пожарская В.Б.

3.2. Национально-региональный (вузовский) компонент

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – приобретение студентами культурологических знаний, способствующих формированию социально активных личностей, обладающих собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных общественных проблем и к самостоятельному решению экономических, политических, этических, эстетических и религиозным вопросов.

Задачи дисциплины — научить студентов:

-самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования культур;

-методам культурологического анализа современного мира;

-осознанию ценностей российской культуры.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии культур, о роли материальной и духовной культуры в эволюции человечества, об особенностях локальных культур, о проблемах во взаимоотношении культуры и цивилизации, о причинах межкультурных противоречий и о принципах их регулирования и преодоления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен:

· знать:

-структуру феномена культуры;

-роль материальной и духовной культуры в эволюции человечества;

-проблемы взаимоотношений культуры и цивилизации;

-особенности межкультурных коммуникаций;

-перспективы развития культуры и своё место в ней;

· уметь:

-производить культурологический анализ явлений современного мира;

-ориентироваться в поликультурном мире современности;

-разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия;

· получить навыки:

-решения культурологических задач в сфере будущей профессиональной деятельности;

-воспитательной работы.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1. Теория культуры.
1. Введение в культурологию. - - -
2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке. - - -
3. Понятие, структура и функции культуры. - -
4. Актуальные проблемы культуры. - -
Раздел 2. История культуры.
5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций. - -
6. Античная культура. - -
7. Средневековая культура. - -
8. Культура Нового времени. Культура ХХ века. - -
9. Русская культура. - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1: Теория культуры.

Тема 1. Введение в культурологию.

Возникновение культурологии как науки в ХХ веке — стремление объяснить наличие культурного различия между народами, определить понятия «культура» и «цивилизация», раскрыть механизм формирования материальной и функционирования духовной культуры, исследовать проблемы межкультурных противоречий. Культурологические изыскания в истории философии, место работ по исследованию феномена культуры в сфере философских проблем. Культурология и философия культуры. Философия культуры как ядро культурологии. Структура и состав современного культурологического знания.

Традиционные разделы культурологии: теория культуры и история культуры. Культурология и история мировой культуры. Культурная антропология. Эволюция культурологического знания от смутных представлений о культуре к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем культуры. Особенности культурологического знания, его языка, проблематики. Принципы культурологического знания. Представление о науках, о культуре. Отношение культурологии к философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и истории культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Охрана и использование культурного наследия. Методы культурологических исследований.

Тема 2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке.

Возникновение представлений о культуре в античности. Использование термина «культура» в эпоху Древнего Рима. Представления о культуре в эпоху средневековья: религиозная доминанта.

Просветительское понимание культуры в XVIII веке: «культура» как «свет», как оппозиция невежеству и варварству. Представления о культуре в немецкой классической философии: работы И. Канта, И.-Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинга и Г. – В. Ф. Гегеля. Переоценка ценностей культуры в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Школы, направления и теории культурологии.Теории «локальных цивилизаций» и «культурно-исторических типов» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). Символическая концепция культуры в трудах М. Вебера, Э. Кассирера и Л. Уайта. Психоанализ и культура (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Антропология А. Кребера. Культурная антропология М. Херсковица. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.

Социология культуры. Основные концепции культуры в русской философии и социологии конца XIX- начала XX века (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский). Проблемы культуры в общественных и гуманитарных науках.

Тема 3. Понятие, структура и функции культуры.

Понятие культуры. Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, технология деятельности, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений культуры.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры,субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Уникальное и общепринятое в культуре. Культура и антикультура. Культура как система. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Историческая типология культур. Субкультуры. Сферы культуры.

Функции культуры: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения. Полифункциональность культуры. Неравномерность развития функций в истории культуры.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

· Основные определения культуры.

· Культура как сложная система. Сферы культуры.

· Материальная и духовная культура. Культура и общественные потребности. Целеполагающая функция культуры.

· Функции культуры.

Литература:

1. Гуревич, П. C. Культурология: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006.

2. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.

4. Культурология: учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2004.

Тема 4. Актуальные проблемы культуры

Типология культур. Понятия этноса и нации. Этническая и национальная культуры. Взаимодействие национальных культур. Национально-этнические стереотипы и предрассудки. Восточные и западные типы культур –проблемы взаимодействия. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Народы и культуры России. Русский язык как средство межнационального общения.

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Элитарная и массовая культуры.

Культура и природа. Основные аспекты взаимоотношений природы и культуры. Принципы «экологической этики». «Космизация культуры» и идеи о ноосфере. Культура и человек в проектах антропокосмистов (Н.Ф. Фёдоров и К.Э. Циолковский). «Искусственное» и «естественное» как антропологические основания культуры.

Культура и личность. Исторический генезис личности. Инкультурация и социализация. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе.

Культура и общество. Проявление в культуре социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в культуре. Деидеологизация и аполитизм в культуре.

Культура и глобальные проблемы современности. Общие тенденции в развитии мировой культуры.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Этнос как единство природного, социального и культурного.

2. Культура и природа: аспекты взаимоотношений.

3. Экологическая этика общества.

4. Культура и личность: процесс самореализации человека.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Культура и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции.

2. Культура и творчество: понятие, признаки и ценности.

3. Культура и социум.

4. Проблема общечеловеческого в культуре.

Литература:

1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2002.

2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре: учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Академия, 2001.

3. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.

4. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

6. Розин, В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – М.: Гардарики, 2003.

Раздел 2. История культуры.

Тема 5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций.

Человек и культура в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Закономерности существования первобытной мифологии. Первобытная мифология и первобытное искусство.

Первобытное искусство и его особенности. Образ человека первобытной культуры. Место первобытного искусства в современной культуре.

История культуры и история общества. Происхождение и ранние формы культуры, особенности культур земледельцев и скотоводов. Культура ранних цивилизаций Египта, Китая, Месопотамии и Мезоамерики. Литература и история древнего мира. Индия, Средняя Азия и Закавказье. Библия как памятник мировой культуры.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Первобытная мифология.

2. Мифология и первобытное искусство.

3. Синкретизм первобытной культуры.

4. Образ архаического человека.

Литература:

1. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М.: Академпроект, 2005.

2. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.

3. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Культурология: учебник / под ред. А. А. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Розин, В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – М.: Гардарики, 2003.

6. Черная, Л. А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л. А. Черная. – М.: Логос, 2003.

Тема 6. Античная культура.

Исторические основания возникновения античного типа культуры. Особенности истолкования античной культуры в исторической науке.

Космоцентризм античного мировоззрения. Возникновение философии. Личность в античной культуре и проблема оформления индивидуализма. Эстетическая доминанта античной культуры. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала в фундаменте здания античной культуры. Культурные ценности и нормы.

«Золотой век» Перикла. Культура эпохи Эллинизма. Рим и Византия. Возникновение христианства, Новозаветная литература. Культура античных городов северного Причерноморья.

Влияние рабовладельческого характера античного общества на формирование античного, культурного типа.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Древнегреческая культура.

2. Древнеримская культура.

3. Наследие античной культуры.

4. Периодизация античной культуры.

Литература:

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры: учеб. пособие: в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М.: Высшая школа, 2002.

2. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М.: Академпроект, 2005.

3. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Черная, Л. А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л. А. Черная. – М.: Логос, 2003.

Тема 7. Средневековая культура.

Феодальный характер средневекового общества. Иерархия в культуре как отличительная черта средневекового, культурного типа.

Восточное средневековье. Япония, Индия, Китай и Средняя Азия: взаимосвязь и взаимообогащение культур, монгольские завоевания и судьбы культуры. Древние цивилизации Америки в условиях средневековья.

Культура арабо-мусульманского мира. Возникновение ислама, формирование и распространение арабской культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры у народов Закавказья, южных славян и в Поволжье. Коран – памятник мировой культуры. Расцвет арабо-мусульманской культуры в XII-XIV в.в.Межкультурные коммуникации в средние века.

Европейское средневековье. Величие и падение Рима. Византия и традиции греко-римской культуры. Христианство в европейской культуре. Романский и готический стили. Католичество и возникновение протестантизма, Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры.

Религиозный характер культуры средневековья. Личность и Бог. Личность и общество. Мироощущение и мировоззрение средневекового человека: религия, искусство, философия. «Авторитарно-рецептурный» характер человеческой деятельности в культуре средневековья.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Личность в иерархии средневекового общества.

2. Религиозный характер средневековой культуры.

3. Феодальные отношения как основа средневековой культуры.

4. Ценностные ориентации христианской средневековой культуры.

Литература:

1. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М.: Академпроект, 2005.

2. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.

3. Культурология: учебник / под ред. А. А. Марковой. – М..: Юнити, 2003.

4. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5. Розин, В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – М.: Гардарики, 2003.

6. Черная, Л. А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л. А. Черная. – М.: Логос, 2003.


Тема 8. Культура Нового времени. Культура ХХ века.

Запад и Восток в Новое время. Абсолютная монархия, феодализм и складывание буржуазных отношений. Рационализм и классицизм, аристократическая и плебейская культуры. Эпоха Просвещения. Формирование культуры США, Канады, стран Латинской Америки. Реализм и романтизм в искусстве. Позитивизм и интуитивизм в философии. Прагматизм и романтика в образе повседневной жизни. Новые явления в культуре и искусстве XIX века. Противоречия и переоценка социокультурных ценностей (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Кризис европейской культуры на рубеже веков. Европа и древние культуры Азии, Африки и латинской Америки. Особенности культуры США и Канады. Россия, Европа и Азия: взаимосвязь и различие культур, обострение мировых противоречий и социокультурное значение I мировой войны и революции в России. Мировой кризис, тоталитарные режимы и судьбы национальных культур. Великая Отечественная война в российской истории. Культура русского зарубежья. Культура и экология. Кризис и возрождение российской культуры. Мировая культура на рубеже тысячелетий. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Место эпохи Ренессанса в истории мировой культуры.

2. Просвещение как культурно-исторический тип.

3. Становление классической буржуазной культуры.

4. Культура ХХ века.

Литература:

1. Гуревич, П. С. Культурология: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006.

2. Культурология: учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.

4. Культурология: учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Тема 9. Русская культура.

Происхождение славян и возникновение ранней славянской государственности. Болгария и Византия. Великая Моравия. Константин (Кирилл) и Мефодий. Индоевропейские языки и возникновение славянской письменности. Судьбы христианства в славянском мире. Расцвет культуры западных славян в Х1У-ХУ вв. Особенности места и роли славянских культур в истории мировой культуры. Взаимосвязь с Европой и Азией.

Культура средневековой Руси. Восточные славяне и их культурные истоки. Возникновение Киевской Руси и ее культура. Язычество на Руси. Византия и Древняя Русь. Принятие и распространение христианства. Южная и Северная Русь и их соседи во взаимодействии культур. Феодальная раздробленность и складывание самостоятельных культурных центров (ХII-ХIV вв.). Древняя Русь и Золотая Орда. Расцвет культуры Московской Руси (ХV-ХVI вв.). История культуры России.Формирование русского характера под влиянием «татаро-монгольского ига». Церковный раскол в истории русской культуры.

Петровские преобразования и их судьбоносные влияния на русскую культуру. Россия и Европа: взаимодействие культур. Санкт-Петербург – новый социокультурный центр России. Восток и Запад в судьбах русской культуры XVIII века. Особенности елизаветинского времени, век Екатерины II и его основные черты. Отечественная война 1812 гола и ее влияние на культуру. Развитие наук и реформы образования, золотой век русской литературы. Романтизм и реализм. Культура и образ жизни основных социальных слоев российского общества. Реформы 1860-х годов, их значение и исторические последствия. Русская культура на рубеже веков. «Серебряный век» русской культуры. Рождение и судьба «русской идеи».

Наши рекомендации