Семья и религия, христианский взгляд на проблему развития духовности подростка в семье.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Содержание духовности: Первое начало духовности -познавательное, интеллектуальное. Поэтому важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта. Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности. Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Третье начало – эстетическое. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино . Духовность-это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения. Исследователь- педагог из Гродно Н.В. Михалкович в связи с этим считает, что для решения этой проблемы родителям следует воспитывать у ребёнка следующие качества: рефлексивные -способность сопереживать другим- людям, милосердие и т. п.; альтруистические -самопожертвование ради других,- человеколюбие и т. п.;нравственные -неравнодушие, негодование по поводу негативных явлений, искренность, откровенность, веру в человека и т. д.; коммуникативные -приветливость, открытость и т. д.; эстетические -чувство гармонии, прекрасного.Именно семья должна стать для детей источником их духовного познания и совершенствования личности. К сожа- лению, в нашей педагогической науке слабо изучен истори- ческий опыт, ведущие идеи, содержание, формы и методы духовного образования и воспитании в семье. То же самое ПолесГУ96 и на практике: задачи обогащения эмоционального опыта подростка нравственными переживаниями, организации цен- ностно-поисковой деятельности, самонаблюдения и самооце- нивания не заняли должного места в семейном воспитании. Именно поэтому проблема развития духовно- нравственной сферы подростка является одной из важнейших в семейном воспитании. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к ис- тории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Испокон века воспитание доброго нрава ре- бенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без при- мера и наставления в добре ребенок теряет способность фор- мироваться как личность
9.Семейное воспит.в Древней Греции.и в Др.Риме.В первобытном родовом обществе не было семьи, дети принадлежали роду.Воспит.детей все взрослые члены рода. Позднее, когда появилась моногамная семья,воспит.стало осуществляться в семье.Результаты семейного воспит.контролировались старейшинами племени.Они проводили испытания в умении владеть оружием, в выносливости,в знании обычаев,правил религиозного культа. В Афинах в VII–V веках до нашей эры, главенствующее положение занимало семейное обучение и воспитание.В отличие от спартанской с-мы воспитания, кот.была государственной,в Афинах дети до 7лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек,в соответствии с положением женщины в рабовладельческом обществе, существовала только с-ма домашнего воспит.Наряду с традиционными основами грамоты (чтение,письмо,счет)их учили игре на одном из муз. инструментов,домоводству, рукоделию, шитью.В Риме (VI в. до н. э.)мальчики до 7лет, а девочки и до более позднего возраста росли и воспит-сь под надзором матери или пожилой родственницы.С 7лет мальчики начинали учиться,под руководством отца. Обучение было направл.на подготовку ребенка к общественной, военной и хозяйств.деятельности.Главной чертой римской с-мы образования и воспит.явился ее ярко выраженный гражданский характер.Основная цель заключалась в подготовке активного члена общества,способного жертвовать собой ради своего рода и госуд-ва; храброго воина,искусного политика,расчетливого землевладельца. На протяжении последующих столетий эта с-ма в основном сохран,претерпев некоторые изменения: воспит.детей стали поручать рабам,обучением их занимались спец.приглашенные учителя.В докапиталистических обществах семейное воспит.было обусловлено ростом экономической самостоятельности семей,и получением детьми в наследство положения,занятий и имущества родителей в основном в условиях семьи.Семейное воспит.на протяжении многих столетий вплоть до зарождения капиталистич-х отношений было основной формой воспитания детей в обществе.
10.Семейное воспит.в Др.Руси и европеизац.российского воспит.при Петре1.эпоха Петра I (1682–1725)изменила взгляды на образование и воспит.При ПетреI впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством.Обучение этикету, иностранным языкам,приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей.Преклонение перед всем «иноземным» не могло не сказаться на изменении подходов к воспит.и обуч.юношества.Дети воспитываются для жизни в обществе.Развитие общественного и семейного воспит.шло по 3 основным направлениям.1)признание за семейным воспит.ведущей роли. 2)недооценка роли семьи,вызванная обострением внутрисемейных противоречий,социальными,политич-ми и культ-ми условиями;↓уровня престижа семьи как основы естественного воспит.чел-ка.3)общественное и семейное воспит.выполняют свое назначение только в единстве.Воспит. детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.Воспит.должно готовить человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты,морально совершенны,физич.здоровы. Задача нравственного воспит.заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека.Во второй половине XIX-XX века теория се-мейного воспит.становится самостоятельной областью педагогики, где домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспит.как священное право каждого ребенка. Под правильным воспит.понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности.Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов.
39.Правовое регулирование брачно-семейн.отношениях и семейн.воспит.вРБ.Семья связана с обществом, госуд-ыми,обществ-ми организациями и учрежд-ми.В основе семейного воспит.лежит семейное право,кот.закреплено в ряде международных правовых актов.В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка родители гарантируют свободу и достоинство своим детям,создавая в семье условия,при кот.они могут состояться как личности и граждане,обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.В Концепции о правах ребёнка подчёркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь.Для полного и гармоничного развития личности ребёнку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья,любви и понимания.Семейное воспит.должно строиться родителями на основе отношений равноправных личностей,равноправных субъектов права,а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим.Родители должны стремиться к тому,чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону.Нормативные и законодательные акты, регламентирующие положения детей в РБ,воспитательные ф-ции родителей, роль семьи в формировании личности ребёнка.Семья находится под защитой госуд-ва,кот.проявляет заботу о ней путём создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путём предоставления др.видов пособий и помощи семье.Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РБ ,кодексе «О браке и семье»,законе «О правах ребёнка»и кодексе «Об образовании».Значительную помощь семье оказывает государство в области охраны прав материнства и детства.