Современные модели организации обучения
К современным моделям организации обучения относятся:
1) предметные кружки;
2) секции;
3) факультативы и предметы по выбору;
4) экскурсии;
5) олимпиады;
6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;
7) выставки и др.
Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.
Предметные кружки – способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно.
Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретение новых умений и навыков.
Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа – связи теории и практики.
Для успешного проведения экскурсии необходимо соблюдение следующих правил:
1) подготовка учителя к экскурсии (предварительное знакомство учителя с объектом);
2) составление плана проведения экскурсии (определение маршрута, круга интересов, времени);
3) определение заданий для учащихся (сбор гербариев и т. п.);
4) инструктаж учащихся (по технике безопасности, о характере выполнения работ и т. д.);
5) обработка собранных материалов и наблюдений (подготовка альбомов, стенгазет, докладов, рефератов).
Особое значение имеют экскурсии, проводимые для детей начальных классов.
Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися обычно организуются для небольшой группы учеников и представляют собой добровольные или обязательные дополнительные занятия во внеурочное время.
Для эффективности дополнительных занятий с отстающими необходимо:
1) установить причины отставания каждого ученика;
2) наметить формы и объем работы с учащимся.
Олимпиады занимают одно их ведущих мест в учебной деятельности школьников. Существует несколько типов олимпиад, взаимосвязанных друг с другом:
1) школьные;
2) районные;
3) городские;
4) областные;
5) всероссийские;
6) международные.
В олимпиадах, которые проводятся по различным предметам, участвуют лучшие ученики школы.
Блочно-модульное обучение
Блочно-модульное обучение – метод обучения. при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.
Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени.
Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.
Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях.
Структурные элементы обучающего модуля:
1) информационное обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ;
2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;
3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины;
4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки;
5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.;
Содержание каждого модуля должно учитывать определенные требования:
1) содержание должно обеспечивать достижение дидактических целей каждым учеником;
2) учебный материал должен быть представлен относительно законченным блоком с единым содержанием;
3) необходимо использовать различные методы и формы обучения.
Система контроля, используемая при блочно-мо-дульном обучении имеет свои особенности.
К преимуществам модульного обучения относятся:
1) реализация принципов сознательности и активности в обучении;
2) гибкость структуры модуля;
3) системность в определении содержания курса;
4) усиление мотивации и заинтересованности учащегося в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки;
5) стимуляция равномерной учебную работы обучаемых;
6) улучшение психологического климата;
7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса;
8) сокращение сроков изучения дисциплин;
9) индивидуализация процесса обучения и т. д.