Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Индивид. Индивидуальность. Личность. Соотношение биологического, психического и социального в человеке.

2. Ощущение, восприятие, представления, их роль в психическом познавательном процессе.

3. Память: общая характеристика, свойства, функции, процесс, виды.

4. Мышление, воображение: природа, функции, виды, процесс, формирование.

5. Внимание, его функции, свойства, виды.

Вопросы для обсуждения, задания, тест

1. Почему ощущение может быть названо «воротами познания»?

2. Почему при записи лекций следует отмечать самое главное?

3. Можно ли утверждать, что распад памяти является распадом личности?

4. Как можно определить самостоятельность мышления?

5. Перечислите причины, по которым появляется рассеянность внимания.

6. На основе материла темы составьте таблицу «Характеристика психических познавательных процессов». Выбор заголовков и боковика обоснуйте.

7. Разработайте рекомендации по развитию памяти.

Тест

1. Дополните:

Избирательная направленность психической деятельности человека на отражение окружающего с особенной отчетливостью и ясностью, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для него определенную значимость________.

2. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств:

а) восприятие;

б) ощущение;

в) представление.

3. Своеобразное сочетание психологических индивидных особенностей человека, отличающих его от других людей:

а) личность;

б) индивид;

в) индивидуальность.

4. Форма мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений:

а) суждение;

б) умозаключение;

в) понятие.

5. Какой вид воображения связан с созданием образов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой:

а) пассивное;

б) воссоздающее;

в) творческое.

6. Укажите буквы всех правильных ответов:

К качествам внимания относятся:

а) объем;

б) длительность;

в) распределение;

г) устойчивость;

д) переключение;

е) избирательность;

ж) концентрация.

7. Укажите правильную последовательность этапов процесса мышления:

а) принятие решения;

б) возникновение проблемы и мотивация ее решения;

в) проверка и коррекция решения;

г) поиск решения через построение различных гипотез.

Темы докладов и рефератов

1. Изучение личности в различных психологических теориях и концепциях.

2. Структура личности в современной психологии.

3. Воображение и творчество.

4. Использование в профессиональной деятельности экономиста индивидуальных особенностей познавательных процессов.

5. Механизмы и условия повышения познавательной активности у студентов вуза.

6. Профессиональная деятельность человека и стили мышления.

Литература: 2, 9, 13, 14, 18, 34, 36, 43, 50, 55, 66, 77

Тема 3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Социализация – это:

1. восприятие человеком всей суммы общественных отношений, знаний и опыта, отраженных в общественном сознании;

2. включение человека в систему социальных взаимодействий, в которых он приобретает и субъективно усваивает определенный социальный опыт; права, традиции, образ жизни социальных групп;

3. результат усвоения и последующего активного воспроизводства и в творчески-преобразовательной жизнедеятельности человека социального опыта с учетом его личностных качеств, потребностей и целей.

Социализация объективна: изменяются экономические и социокультурные отношения в обществе, изменяются ценностные приоритеты, изменяются цели и задачи социализации. Социализация субъективна: одни и те же социальные ситуации воспринимаются людьми по-разному, и социальный опыт, приобретаемый человеком, всегда носит индивидуальный характер. Поэтому в психологии процесс социализации рассматривается в соответствии с процессом индивидуализации.

Институты социализации: общество, семья, учебные заведения, трудовые коллективы, близкое социальное окружение, СМИ, общественные организации и др.

Процессы социализации:

1. социальная фасилитация – деятельность человека в окружении других людей, в результате которого происходит ее улучшение или облегчение. Установлено, что продуктивность и качество деятельности человека, который испытывает влияние социальной фасилитации, обычно оказывается выше, чем тогда, когда рядом с ним никого нет, то есть когда он работает один;

2. социальное подкрепление - целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования социального поведения. Социальное подкрепление включает в себя одобрение, награду, повышение престижа, предоставление человеку дополнительных полномочий, благ и т.п.;

3. социальное поведение – разновидность поведения человека в обществе, рассчитанная на оказание определенного влияния на окружающих людей и на общество в целом;

4. социальное научение – форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе;

5. социальный контроль – способы и формы регулирования поведения людей со стороны общества. Социальный контроль включает в себя правовые, экономические и моральные воздействия, оказываемые органами управления общества на людей, которые соблюдают или нарушают принятые в данном обществе социальные нормы.

Механизмы социализации:

1. имитация – воспроизводство с возможной точностью поведения и деятельности кого-либо;

2. копирование – внешнее подражание кому-нибудь;

3. подражание – внутреннюю и внешнюю деятельность человека в соответствии с определенным образцом (идеалом);

4. идентификация – установление сходства одного человека с другим, направленное не только на воспроизведение данного сходства, но и собственное развитие;

5. социальный статус – место личности в конкретной системе социальных взаимосвязей;

6. социальные роли – одобряемые обществом образцы поведения, ожидаемые от человека;

7. социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, вторичная представляет собой приобретение конкретного специфического социально-ролевого знания, связанного с разделением труда. Процесс социализации длиться у человека всю жизнь и проходит несколько стадий:

1. Первичная стадия – от рождения ребенка до подросткового возраста (11-12 лет). Это стадия приспособления к особенностям действующих норм и механизмов в процессе социализации. На основе идентификации с семьей и ближайшим окружением формируется динамический стереотип поведения.

2. Стадия индивидуализации – 12-25 лет. На основе идентификации с взрослыми и обществом формируется нравственная позиция личности и ее направленность.

3. Стадия стереотипизации: стадия интеграции в общество, трудовая стадия, послетрудовая стадия. Данная стадия начинается в 25 лет и длится на протяжении всей жизни человека. Ее особенности:

- социализация взрослых связана с трудовой деятельностью и получением определенного социального статуса, потому направлена на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками и карьерный рост. Трудовая деятельность осуществляется взрослыми с учетом сформированных индикаторов индивидуальности;

- процесс социализация взрослых всегда осознается ими: они оценивают свои возможности, соотносят их с потребностями, как материальными, так и духовными, стараются действовать адекватно хозяйственной ситуации или изменить ее, решают профессиональные и личные задачи в соответствии не только с требованиями социальных норм, диктуемых обществом, но и с самооценкой. Это помогает им приспосабливаться к требованиям социальных норм общества.

Переход от одной стадии к другой в процессе социализации связан со сменой ведущих видов деятельности как внешних (игра, учеба, труд), так и внутренних (динамика психического развития человека и сформированность качественно новых психических образований к концу каждой стадии). Эти виды деятельности способствуют формированию на каждой стадии психических новообразований.

В каждой стадии социализации можно выделить адаптацию, которая включает четыре фазы: ознакомления, приспособления, ассимиляции, идентификации.

Просоциальное поведение – это разновидность поведения человека, в основе которого лежат просоциальное мотивы, то есть мотивы оказания помощи и поддержки другим людям.

Асоциальное поведение – это разновидность поведения человека, проявляющаяся в неуважении и непринятии правовых и этических норм общества. Формирование асоциального поведения связано:

1. с особенностями экономической и социокультурной жизни общества и того социального слоя, к которому принадлежит человек, или маргинальностью (пограничность положения человека к социальным слоям или типам культур);

2. с влиянием семьи: алкоголизм родителей; насилие (физическое или духовное), положение беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев, отсутствие работы у одного или обоих родителей; нарушение детско-родительских отношений; безнадзорность детей и подростков.

3. с влиянием ближайшего окружения. Известно, что до 75 % детей, подростков и молодежи проводят свободное время в стихийно складывающихся группах и компаниях по месту жительства. Эти группы могут иметь асоциальную или криминальную направленность, но они часто становятся референтными для молодых людей;

4. с влиянием нигилистического идеала, то есть такого образца для подражания который не является воплощением высоких моральных качеств, деятельности и поведения;

5. с невыполнением общественными институтами своих функции и нарушение ими сущности основных социальных процессов;

6. с трудностями и проблемами процесса социализации, которые переживает человек. Например, проблема социальной адаптации при смене видов деятельности, характера и условий труда человека, перемене места жительства, поступления в вуз, служба в армии и т.д.

Наши рекомендации