Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды и уровни взаимоотношений.

2. Статус и ролевые отношения.

3. Общение, его функции, структура, средства и виды.

Вопросы для обсуждения, задания, тест

1. Какие психологические свойства приобретает человек в процессе общения?

2. Какую взаимосвязь можно установит между социальным статусом и социальной ролью?

3. Почему перцептивная сторона общения является наиболее значимой?

4. Приведите примеры социальных ролей, которые вам приходится осваивать технически. Разработайте правила исполнения социальной роли «студент».

Тест

1. Дополните:

Фиксация определенного положения, которое занимает личность в системе межличностных отношений________________.

Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми _________.

Устоявшиеся формы жизнедеятельности личности в окружающем мире, отражающиеся в ее деятельности, поведении, потребностях и мотивах________.

2. Смысловой аспект социального взаимодействия на основе межличностного общения как обмена информацией:

а) коммуникация;

б) перцепция;

в) интеракция.

3. Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения от коммуникатора к реципиенту:

а) речь;

б) средства общения;

в) каналы информации.

4. Уровень взаимоотношений, возникающий на основе функций, статуса и социальных ролей человека в рамках определенной системы:

а) формальный;

б) неформальный;

в) личностный.

5. Установите соответствие понятия с его основными признаками:

Понятие Основные признаки понятия
межличностные отношения А) объективно проявляются в характере, содержании и процессе совместной деятельности и общения; б) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; в) объективно проявляются в деятельности и общении; г) могут влиять на деятельность как положительно, так и отрицательно; д) исследуются в общей психологии.

Темы докладов и рефератов

1. Деловое общение как социально-психологическая проблема.

2. Основные барьеры общения и их преодоление.

3. Нейро-лингвистическое программирование и его роль в деловом общении.

4. Имидж руководители и культура общения.

Литература: 24, 26, 49, 50, 57, 62, 64, 72, 76,78

Тема 8 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Структурные элементы конфликта:

1. предмет конфликта: реально существующая причина, на основе которой возникают противоречия;

2. инцидент: начало конфликта, вызванное конфликтогенами (словами, действиями или бездействиями), которые провоцируют обострение противоречий;

3. конфликтная ситуация: совокупность причин и противоречий (эскалация конфликтогенов);

4. конфликтное поведение: действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение оппонентом его целей, намерений, интересов (отдаление, поляризация, столкновение);

5. разрешение конфликта: преодоление конфликтной ситуации и конфликтного поведения.

Причины конфликтов:

1. объективные: столкновение значимых материальных, социальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности; слабая разработанность нормативно-правовых процедур разрешения противоречий; недостаток значимых для жизнедеятельности людей материальных, социальных и духовных благ; образ жизни человека (материальная неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения насущных потребностей), устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений и др.;

2. субъективные: индивидуальные психологические особенности оппонентов, выбор конфликтного способа разрешения объективного противоречия и др;

3. организационно-управленческие:

- структурно-организационные причины – несоответствие структуры организации задачам деятельности и др.;

- функционально-организационные причины – отсутствие оптимальных связей между структурными подразделениями организации, отдельными работниками и элементами внешней среды и др.;

- личностно-функциональные причины – неполное соответствие работника его профессиональным, этическим требованиям занимаемой должности и др.;

- ситуативно-управленческие причины – противоречия в процессе принятии и решения управленческих задач в системах взаимодействия «руководители – подчиненные», «лидер – последователи», «сотрудник - сотрудник» и др.;

4. социально-психологические: определяются законами неадекватности отображения человека человеком, неадекватности самооценки, расщепления смысла управленческой информации, неопределенности отклика; неправильное техническое освоение социальных ролей и социального статуса, психологическая несовместимость, микроклимат в коллективе и др.;

5. личностные: отсутствие у человека конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости, неразвитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний и самооценки, акцентуация характера и др.

Классификация (типология) конфликтов рассмотрена в таблице 8.1.:

Таблица 8.1

Типология конфликтов

по составу конфликтующих сторон
внутриличностные состояние неудовлетворенности между потребностями и возможностями человека; предъявление разнообразных требований социальных ролей к одному человеку
межличностные борьба за ограниченные ресурсы межличностного пространства; столкновение различных типов темперамента и характера
внутригрупповые противоречия, вызываемые распределением ресурсов, делегированием полномочий при выполнении задач, различие в целях деятельности и способах их достижения, неудовлетворительные коммуникации, психологические особенности членов группы
межгрупповые противоречие между формальными или неформальными группами, высшим и низшим уровнями управления
по результату конфликта
конструктивные приводят к принятию обоснованных решений и эффективному взаимодействию
деструктивные не приводят к эффективному взаимодействию и обоснованному принятию решений
по предмету конфликта
реалистические вызваны реально существующими противоречиями
нереалистические   выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности
по иерархии
«по горизонтали» между членами коллектива, занимающими равное положение
«по вертикали» между членами коллектива, подчиненными друг другу
смешанные между членами коллектива, занимающими как разное положение, так и подчиненными друг другу

Конфликты классифицируются также по формам столкновения – открытые и скрытые; по масштабам – общие и локальные; по продолжительности – кратковременные и затяжные; по способам регулирования – компромиссные и антагонистические.

Функции конфликтов:

1. сигнализирующая: конфликт выявляет причины, условия и факторы неудовлетворенности межличностными отношениями;

2. эмоциональная: открытое выражение мнений, мыслей и чувств снимает эмоциональное напряжение во взаимоотношениях;

3. профилактическая: своевременный конфликт предотвращает его переход кризисную ситуацию;

4. стабилизирующая: конфликт укрепляет взаимоотношения, нормы и ценности межличностных отношений;

5. активизирующая: межличностные отношения становятся более динамичными;

6. инновационная: конфликт побуждает к обновлению и творческой преобразовательной деятельности.

Алгоритм управления конфликтами: изучение и анализ причин возникновения конфликта → ограничение числа его участников → анализ конфликтной ситуации → преодоление конфликта административными, организационно-структурными, социально-психологическими методами.

Административные методы: решение конфликта на основе приказа руководителя или решения суда, перевод на другую работу и т.д. Организационно-структурные методы: разработка системы поощрения и наказания на основе продуманных и согласованных с коллективом критериев эффективности, четкая формулировка требований, создание конфликтной комиссии и т.д. Социально-психологические методы: учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, беседа, убеждение, переговоры, применение психологических тренингов и т.д.

Типология конфликтных типов личности представлена в таблице 8.2.:

Таблица 8.2

Конфликтные типы личности

Конфликтный тип личности Характеристика типа
Демонстративный тип любит быть в центре внимания, имеет завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку. Отношение к людям определяется отношением к нему. Преобладает эмоциональное, а не рациональное поведение. Не уходит от конфликтов, если они возникают
Ригидный (косный) тип не умеет перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации. Прямолинеен. Честолюбив. Обладает завышенной самооценкой. В конфликтах повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным проблемам
Педант исполнителен, пунктуален, точен, внешне эмоционально сдержан. Обладает повышенной тревожностью. Предъявляет высокие требования к себе. В конфликтах придает преувеличенное значение замечаниям окружающих
Бесконфликтный тип сознательно уходит от проблемных ситуаций, перекладывая ответственность в принятии решения на других. Легко внушаем. Внутренне противоречив. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуации. Не обладает силой воли для самостоятельного ухода от конфликта
Обвинитель считает, что мир полон глупцов и бездельников, которых постоянно критикует. Имеет четкие суждения по любому поводу. В конфликтной ситуации всегда желает выговориться, стремится быть услышанным
Жалобщик всегда красочно и долго рассказывают о своих проблемах. В конфликтах не принимает противоположную точку зрения
Нерешительный тип первый боится сделать ошибку или нажить себе врагов. Делает пробные шаги в реализации решений. Осмотрителен. В конфликте сторониться тех, кто требует принять срочное решение
Безответственный тип проблемы, связанные с трудными ситуациями, вызывают желание у него ничего не делать. Обидчив. В конфликтных ситуациях критикуют других, но не себя
«Всезнайка» эрудит. Хороший профессионал. В конфликтах признает ошибки других, но не свои
Агрессивный тип несдержан в оценках других. Эмоционален. Артистичен. В конфликтах часто абсолютно уверен в своей правоте

Типичные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях (табл. 8.3.):

Таблица 8.3

Наши рекомендации