Ход образовательной деятельности
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Прогулка в весенний лес».
Педагог:Наборщикова Е.А.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тип: Обобщающее
Цель: Обобщение представлений детей среднего дошкольного возраста об изменениях в природе весной.
Задачи:
· Обучающие: обогащать знания детей о диких животных, первых признаках весны; расширять активный и пассивный словарь детей (проталины, подснежник, вестники).
· Развивающие: активизировать познавательную и творческую активность; способствовать развитию коммуникативных качеств.
· Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру; дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа: беседа, чтение художественной литературы.
Материал к образовательной деятельности: Картина художника Н.М. Романдина «Март». Иллюстрации весенних цветов, птиц, животных и их детёнышей, аудиозапись «Звуки леса», фланелеграф (магнитная доска).
Ожидаемый результат:
1. Дети самостоятельно называют первые признаки весны и детёнышей дикихживотных.
2. В беседе с педагогом дошкольники повторяют слова: проталины, подснежник, вестники.
3. Ребята получили положительные эмоции и проявили интерес к собственной творческой деятельности.
4. Дети самостоятельно называют правила бережного отношения к природе, были внимательными, дружными в общении друг с другом.
Ход образовательной деятельности
Части непосредственно образовательной деятельности | Интеграция ОО «Познава- тельное развитие» | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Мотивационно- стимулирующая Организационно- практическая | ОО «Речевое развитие» ОО «Познава-тельное развитие» ОО «Познава-тельное развитие» ОО «Речевое развитие» ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуника-тивное развитие» ОО «Познаватель-ное развитие» ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» ОО «Познава-тельное развитие» ОО «Познава-тельное развитие» ОО «Речевое развитие» | Словесный метод: – загадка Объяснения (словесный метод) Словесный метод, художественное слово (загадка) Показ и объяснение педагога Беседа – наблюдение по картине Объяснение (словесный метод) Наглядный метод – показ иллюстраций Практический метод Объяснение (словесный метод) Практический метод (Звучит аудиозапись птиц в лесу). Игра Словесный метод (художественное слово) Наглядный метод (показ иллюстраций) Наглядный метод (Звучит аудиозапись, пение птиц и шум деревьев). Практический метод | Воспитатель предлагает детям послушать загадку: – Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? – Весну издавна любил народ. Называли её весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Я приглашаю вас на встречу с весной. – А куда, догадайтесь сами. Ждёт нас в гости друг зелёный, Ждут берёзки, липы, клёны, Травы, птицы и цветы небывалой красоты. Сосны, ели до небес… Друг зелёный – это (лес) – А вы хотите узнать, что происходит в природе весной? Воспитатель: – Вместе со мной встаём в круг. – Влево, вправо повернись, закройте глаза, и в лесу очутись. Воспитатель подводит детей к картине «Март». – Ребята, посмотрите на картину, что происходит в природе весной? Воспитатель: – Почему весной становится теплее? Воспитатель: – Что происходит под воздействием солнечных лучей? Воспитатель: – А около деревьев, что мы можем видеть? Воспитатель: – А знаете ли вы, почему первые приметы – проталины – появляются на открытых местах? – Солнце пригревает всё сильнее, и под его лучами начинает таять снег. На проталинах можно увидеть первые весенние цветы. – Какие вы знаете первые весенние цветы? Воспитатель показывает картинку с изображением весенних цветов. – Давайте превратимся в подснежники. Проводится пальчиковая гимнастика. Наши первые цветки открывают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветки закрывают лепестки Головой качают, тихо засыпают. – Молодцы. Все радуются, видя подснежники-вестники весны. Помните, дети: подснежники рвать нельзя, ими можно только любоваться. – А кто ещё является первым вестником весны? Воспитатель: – Правильно, молодцы, весной прилетают птицы. На столе иллюстрации с птицами. Воспитатель: –Ребята, я скажу загадку, а вы найдите отгадку. На шесте дворец Во дворце певец А зовут его (скворец) – А вот ещё одна загадка: Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица ... (грач). Воспитатель: – Молодцы, правильно нашли отгадки. – Птицы оживлённые, звонко за окном чирикают, не прячутся, всё больше находятся на улице. – Представьте, что вы птицы, которые возвращаются на родину. (Игра проводится два раза). – Прилетели птицы на родину, к скворечникам, вьют гнёзда. – Весной просыпаются не только цветы и деревья, но и многие животные. – Ребята, послушайте какой-то шорох. Кто-то выбирается из укрытия, сооружённого из листьев и веток у корней дерева. Всё тело покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у него – словно две чёрные бусинки. Кто это? Воспитатель: – Правильно, дети, это ёж. Днём он постоянно находится в своём укрытии, а ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание. Видит ёж плохо и далеко не отходит от своего жилища. Воспитатель показывает картинку, на которой изображён ёж. – Ребята, слышите, кто-то ревёт в берлоге. Спал всю зиму до весны и наверно видел сны. Весь лохматый, цветом бурый, у него кривые лапы, неуклюжий косолапый. Кто это? Воспитатель: – Молодцы. Медведь всю зиму спал в берлоге. А когда пришла весна, он проснулся ото сна. Воспитатель показывает картинку, где медведь выбирается из берлоги. Воспитатель: – Ребята, весной почти у всех животных рождаются детёныши, и сейчас мы с вами поиграем в игру «У кого кто?», вставайте в круг. Проводится игра с мячом. У лисицы – лисёнок У медведицы – медвежонок У белки – бельчонок У зайчихи – зайчонок У ежихи – ежонок и т.д. А теперь игра наоборот. Я буду называть детёныша, а вы маму. – Молодцы. – Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке. – Давайте послушаем, сказочный весенний лес. – Ребята, мы с вами многое узнали про изменения в природе весной, послушали звуки весеннего леса – и сейчас вместе со мной создадим свой весенний лес. (Когда идёт выкладывание картины – воспитатель повторяет правила поведения в лесу). Дети вспоминают о правилах поведения в лесу. (Не шуметь, не ломать ветки, не разорять птичьих гнёзд, не убивать животных). | Дети встают свободно. Ответы Детей – Весной. Дети слушают. Ответы детей. Дети встают в круг и повторяют за педагогом. Дети открывают глаза Ответы детей: – Тает снег, появляются трава и листочки. Прилетают птицы. Ответы детей: – Потому что солнышко светит ярче. Ответы детей: – Тает снег, бегут ручьи. Ответы детей: – Проталины. Ответы детей Ответы детей: – Подснеж- ники, мать-и-мачеха. Дети превращаются в подснежники. Дети выполняют за педагогом пальчиковую гимнастику. Ответы детей: – Птицы. Дети подходят к столу, рас - сматривают иллюстрации. Ответы детей: – скворец. Ответы детей: – грач. Дети самостоятельно или с помощью педагога находят «отгадку-птицу», картинку с изображением скворца, грача. Дети бегают, имитируя движения летящих птиц. Дети садятся на ковёр. Ответы детей: – Ёж. Дети рассмат-ривают картинку. Ответы детей: – Медведь. Дети рассматри-вают картинку Дети встают в круг. Дети называют детёныша диких животных. Дети слушают сказочный весенний лес. Дети выкладывают картину весеннего леса. | Эмоциональ-ный настрой Эмоциональ- ное погружение в познаватель- ный интерес. Мотив, стимул к игровой деятельности. Умение ориентироваться в пространстве (влево,вправо). Активизация пассивного и активного словаря Обогащение знаний об изменениях в природе В беседе с педагогом дошкольники повторяют слова: подснежник, проталины, вестники. Расширение знаний об изменениях в природе весной. Развитие мелкой моторики рук. Настрой на бережное отношение к окружающему миру. Дети ведут диалог с педагогом, отвечают предложениями Умение сотрудничать друг с другом и договариваться Дети обогащают знания о птицах Умение ориентироваться в пространстве Дети берут на себя роль птиц Дети самостоятель-но называют детёнышей диких животных Дети самостоятель-но называли правила бережного отношения к природе. |
Контрольно-оценочная | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Итоговая оценка Вопросы Рефлексия Перспектива (мотивация на будущее) | – Ребята, как вы думаете, почему у нас получилась такая красивая картина? Воспитатель: – Вы все постарались, были активными, внимательными. – Каких птиц мы увидели? – Каких животных мы повстречали? – Какие цветы выросли? – Это первые вестники весны. – Молодцы! – А теперь пришла пора возвращаться нам в детский сад. Лес приготовил вам подарки (птицы, подснежники, звери - картинки). Вы выберите сами, что вам понравилось. – Закрываем глазки: «Влево, вправо повернись и в саду очутись». – Дети расскажите своим родителям, какая красивая картина про весенний лес у нас получилась и что происходит весной в природе. | Ответы детей: – Дружно выполняли. Дети отвечают на вопросы. Дети выбирают подарки по желанию. Улыбаются. | Дети получили положитель-ные эмоции и проявили интерес к собственной творческой деятельности. Дети были активными, внимательны-ми, дружными в общении друг с другом. |