Русский детский фольклор: учебное пособие
Жанр: Языкознание Культурология
2011 год
Автор: Капица Федор Сергеевич Колядич Татьяна Михайловна
Капица Федор - Русский детский фольклор: учебное пособие читать онлайн книгу бесплатно без регистрации
Размер шрифта
A A+ A++
Читать
Скачать
Примерная тематика лекции по курсу «Детский фольклор»
1. Введение. Основные задачи курса. Детский фольклор как предмет филологического изучения. Проблема деления на жанры. Состав и классификация.
2. История собирания и изучения детского фольклора. Труды П.В. Шейна, П.А. Бессонова, К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова, О.И. Капицы. Общая характеристика.
3. Поэзия пестования: потешки, прибаутки, приговорки. Особенности поэтики.
4. Колыбельные песни. Темы, образы, происхождение и поэтика.
5. Детский обрядовый фольклор. Рацеи и колядки. Переход произведений в детскую среду. Заклички.
6. Потешный фольклор. Основные жанры и особенности поэтики.
7. Скороговорки. Разновидности словесных игр. Использование детского фольклора в народной педагогике.
8. Игры, их классификация. Считалки и приговорки. Происхождение и темы.
9. Детские сказки. Сюжеты, образы, поэтика. Докучные сказки.
10. Страшилки и «садистские стихи». Проблема страха в детском фольклоре.
11. Детская мифология. Фольклорные и постфольклорные формы.
12. Школьный фольклор и приемы его собирания. Устная и письменная традиции.
Примечание. Спецкурс рассчитан на 24 академических часа из расчета два часа на одну лекцию. В зависимости от конкретного индивидуального плана количество часов может быть увеличено или уменьшено. В последнем случае ряд тем рекомендуется вынести на самостоятельное изучение (темы 10–12). Можно рекомендовать провести круглый стол, на котором участники спецкурса познакомят присутствующих с собственными записями или воспоминаниями.
Примерная тематика курсовых, дипломных, бакалаврских и магистерских работ по детскому фольклору
1. Жанровые дефиниции в детском фольклоре. Проблема классификации.
2. П.В. Шейн как исследователь детского фольклора.
3. П.А. Бессонов как первый собиратель детского фольклора.
4. «Родное слово» К.Д. Ушинского как первый опыт использования детского фольклора в школе.
5. Структура, принципы компоновки и обработки материала в книге К.Д. Ушинского «Родное слово».
6. «Детский фольклор» О.И. Капицы: структура, методика классификации, принципы подбора текстового материала.
7. Общая характеристика творчества Г.С. Виноградова.
8. Колыбельные песни и проблема их классификации.
9. Заклички как жанр календарной поэзии.
10. Обращения к растениям и животным. Особенности композиции и поэтики.
11. Приговорки и заговорная поэзия, общие и индивидуальные особенности.
12. Жанровая классификация детской календарной поэзии.
13. Особенности преподнесения материала в детской календарной поэзии (роль игрового начала, языковые и ритмические особенности).
14. Рацея как жанр детского фольклора.
15. Считалки: проблематика и особенности.
16. Классификация считалок (на основе образной системы).
17. Скороговорки как жанр детского фольклора.
18. Перевертыши как особый вид прибауток.
19. Потешки и пестушки. Происхождение, классификация, основные особенности.
20. Игры и их словесная составляющая.
21. Проблема классификации народных игр по книге Е.А. Покровского.
22. Фольклорная основа стихов К.И. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Путаница». Анализ методики составления сборника.
23. Фольклорная основа сказки К.И. Чуковского «Бибигон».
24. Методика составления стихотворного сборника на основе фольклорного материала (на примере произведений К.И. Чуковского или С.Я. Маршака).
25. «Стихи для маленьких» С.Я. Маршака как пример синтеза русской поэзии пестования и английских nursery rhymes.
26. Приемы переработки фольклорных текстов в сказках С.Я. Маршака.
27. Сказки Е. Шварца глазами фольклориста.
28. Формы сказки в творчестве Е. Шварца. К проблеме взаимодействия литературы и фольклора.
29. Сюжетная схема сказки в фабульной структуре современного сказочника (на примере цикла С. Прокофьевой о Белоснежке).
30. Сказки Л. Петрушевской и детский фольклор. К проблеме творческих взаимосвязей.
31. «Детские народные сказки» А.Н. Афанасьева как первый опыт обработки фольклорных текстов для детей.
32. Детская народная сказка – сюжеты, образы, особенности.
33. Методика создания детской сказки на уроках литературы или в кружке по внеклассному чтению.
34. Образы животных в сказках для детей. Классификация и общие признаки.
35. Фольклорная основа сказок В. Бианки.
36. Славянское язычество в цикле Т. Александровой «Домовенок Кузя». Специфика интерпретации.
37. Анализ книг М. Семеновой с точки зрения использования фольклорных источников.
38. Комплексный. анализ книги М. Семеновой «Мы – славяне» (с точки зрения вхождения книги в круг детского чтения).
39. Страшные истории: темы, сюжеты, жанровые признаки.
40. Специфика проявления языческих представлений в страшилках.
41. Эволюция образа противника в страшилках.
42. Литературные образы в детских страшилках.
43. Методика конструирования прозаических форм фольклора (страшилок и быличек) на уроках литературы и в кружке по внеклассному чтению.
44. Мотив оборотничества в современном детском фольклоре.
45. Страшилки как жанр детского фольклора (по работам М.В. Осориной).
46. Тема двоемирия в современной детской мифологии.
47. Литературная традиция в современной детской мифологии.
48. Приемы отражения реального мира в детской мифологии.
49. Школьный фольклор. История собирания и изучения.
50. Пародия как жанр школьного фольклора.
51. Частушка в традиционном и современном детском фольклоре.
52. Проблема собирания частушек в современной школьной среде.
53. Детский фольклор и современная медиа-культура. Методика конструирования собственных историй.
Примечание. В качестве тем для курсовых, дипломных и бакалаврских работ предлагаются конкретные проблемы, связанные с анализом определенного материала. Более общие темы и теоретические проблемы следует рассмотреть в магистерских и, возможно, аспирантских сочинениях. Некоторые работы могут быть написаны на стыке методики преподавания литературы и собственно филологии.
Примерная тематика практических занятий по курсу «детский фольклор»
Традиционное планирование предполагает проведение девяти практических занятий (из расчета 18/19-недельного семестра) [311] .