Становление личности в жизненном обучении
Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно! — Вот последняя правда, открытая мной.
Омар Хайям
Необходимость передачи опыта прошедших и настоящих поколений своим потомкам возникла с появлением человека. В виде целенаправленного процесса образование определилось с разделением труда. Передача жизненного опыта происходила стихийно в процессе различных видов деятельности: охоты, рыбной ловли и др. Отличительной особенностью такого жизненного обучения (рис. 1.4) была его неотделимость от процессов, происходящих в окружающей природе. Древний человек чувствовал себя неотъемлемой частью Вселенной, считал главным обеспечением своей жизни соблюдение законов развития природного мира. Поэтому в процессе жизненного обучения уделялось большое внимание сообщению подрастающему поколению знаний о законах, традициях, обычаях, поведении в родном племени, выработанных многими поколениями в соответствии с природосообразностью. Выделившиеся в племени воспитатели учили развитию трудовых навыков и, вместе с тем, духовно-нравствен-
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
ным истинам, которые передавались в виде содержания преданий, верований, легенд, мифов. В результате вырабатывалось чувство верности интересам рода.
Первобытные племена являются носителями уникальной информации, их можно рассматривать как модель нашего собственного прошлого. Все, кому доводилось встречать лесных аборигенов, будь то врачи, антропологи или просто туристы, обращали внимание на то, что члены первобытных общин — практически все без исключения — находятся в отличной физической форме. Как показывают многочисленные исследования, лесные жители не страдают целым рядом тяжких недугов цивилизации, приобревших ныне масштабы эпидемии. К ним относятся, в первую очередь, атеросклероз и другие сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, рак и сахарный диабет, которым суждено стать причиной смерти большинства из ныне живущих людей. Следовательно, современному человечеству есть что позаимствовать из системы воспитания и обучения столь далекого времени.
На что же делался акцент в воспитании? Исследование современных народов, живущих охотой и собирательством в первобытнообщинном строе, не затронутых цивилизацией, обращает наше внимание на приоритет нравственного воспитания в становлении личности. Так, своеобразный кодекс пигмеев — «18 грехов человеческих», включающий шесть законов об охране окружающей среды, дает представление о характере этих людей. Вот этот список: жестокое обращение с детьми; убийство; бессмысленное уничтожение животных; неуважение к родителям и старшим; отказ в помощи раненому или заблудившемуся; порча пищи; загрязнение воды; колдовство; прелюбодеяние; трусость на охоте; битье мужа; битье жены; рубка крупных деревьев; богохульство; заманивание животных в ловушки как проявление расточительства и коварства; воровство; поедание яиц — «семян жизни»; наговор [2].
Следует также отметить одно из величайших достижений этого очень длительного периода жизни человечества — отсутствие физических наказаний в воспитании и обучении.
Рисунок 1.4
Виды образовательной деятельности
Что еще можно отнести к достоинствам образования личности в жизненном обучении? Прежде всего — долговечность приобретаемых навыков. Это связано с тем, что передача опыта от взрослого к ребенку начинала происходить с самого раннего детства — наиболее сеизитивного периода для формирования устойчивых качеств личности и способов деятельности.
Таким образом, становление личности в жизненном обучении проходило в течение самого длительного периода развития человечества, которому по современным данным 2,5 млн лет [3], и сохранилось в последующие эпохи как приобщение детей к домашнему и сельскохозяйственному труду, овладению ремеслом, семейным бизнесом.
Причины сензитивности обусловлены неравномерностью формирования у растущего организма нервной системы и мозга, а следовательно, развития психических функций. Важно и то, что многие свойства личности зависят от уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.3. Становление личности в традиционном обучении
Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя.
Фридрих Дистераег
С развитием человека было выявлено, что прогресс развития общества напрямую зависит от воспитания подрастающих поколений. Поэтому появилась необходимость создавать специальные учреждения для подготовки молодого поколения к жизни.
В древних цивилизациях с развитием культуры появляется специально организованное обучение. В дальнейшем будем называть его традиционным. В Индии, Китае, Месопотамии, Египте 5 тыс. лет назад уже существовали школы, которые должны были перевести детей в мир взрослых. Обучение стало специаиьно организованной авторитарной системой, видом деятельности по взаимодействию педагога с учащимся. Педагог преподносил обучаемому истины о мире и человеке, которые учащийся должен был запоминать наизусть. Этот процесс был связан с тем, что папирус, а в дальнейшем, в Средние века, пергамент были очень дорогостоящими материалами. Современный учащийся, имея бумагу, находится в более выгодном положении: он может записывать мысли педагога на бумагу. На заре традиционного обучения такой возможности не существовало. Поэтому для того, чтобы «улучшить» процесс запоминания, вводились телесные наказания. Древнеегипетский папирус сохранил следующее указание педагогу: «Дитя несет ухо на своей спине — нужно бить его, чтобы оно услышало».
Главными методами учебно-воспитательного процесса являлись убеждение, упражнение и приучение. С чем это было связано? Учитель считался высокообразованной личностью в обществе. К примеру, в Древней Месопотамии 3 тыс. лет до нашей эры, в школах, которые назывались «Дома табличек», преподавал писец, являвшийся второй фигурой после царя. Таким образом, у педагогов был непререкаемый авторитет у воспитанников, способствующий эффективности убеждения.
Рисунок 1.5
Структура теории обучения
Кроме того, в традиционном организованном обучении сочетались убеждение и практическое приучение. Так, в средние века обучение ремеслу заканчивалось созданием не оригинального изделия, а установленной для всех копией эталонного образца. Следовательно, упражнение в полезной деятельности представляло собой повторение того, что делал педагог.
В эпоху Возрождения традиционное обучение встает на качественно новый уровень. Это было связано с оформлением педагогики в научную систему великим чешским педагогом Я. А. Коменским, разработавшим в своей «Великой дидактике» основные принципы, методы, формы обучения (рис. 1.5). Предложенная Я. А. Коменским классно-урочная система представляет основу современного образования, и, наряду с принципом природосообразности, вошла в золотой фонд педагогической теории.
Немецкий философ и педагог И. Гербарт, переосмыслив классно-урочную систему Я. А. Коменского, создал новую дидактическую систему. Высшей целью воспитания в дидактике И. 1 ербарта является формирование нравственной личности, морально сильного характера. Дидактика И. Гербарта получила
8. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
поддержку учителей и вплоть до сегодняшнего дня используется в современной школе, если она представляет собой авторитарную систему.
Однако современную педагогику дидактика И. Гербарта не устраивает. Почему? Цель И. Гербарт поставил прекрасную. Однако средства для достижения цели — формирование сильных, с моральной точки зрения, характеров — видел в жесткой дисциплине, обеспечивающей постоянную занятость учащихся, и приучении их к порядку. И при этом он предлагал при не соблюдении указаний педагога использовать телесные наказания. И. Гербарт считал, что педагоги должны педантично соблюдать в дидактике вычленение следующих ступеней обучения: ясность — ассоциация — система — метод.
Таким образом, мы видим, что рассматриваемое нами в данном параграфе обучение осуществляется авторитарной педагогикой и приводит к поверхностному воспитанию, основой которого является страх перед наказанием, отсутствие связи с жизнью, пассивное запоминание, отсутствие творческой позиции обучаемого и неспособность реализации его внутренней духовной жизни.
Вместе с тем следует, что традиционное обучение, основанное на повторении учащимся действий педагога при всех его недостатках, имеет исключительно важное свойство, которое невозможно реализовать в других видах обучения. Что же это за свойство? В изобретательском деле этот феномен называется «know how». Его уникальность определяется тем, что на понятие «знать как» во всем мире выдается патент. Это означает, что в способе производства, изготовления есть неуловимый элемент, который является патентоспособным, уникальным и который может быть передан только при показе секрета производителем покупателю. Таким образом, подобный показ скрытого секрета является положительной стороной традиционного обучения, когда обучаемый внимательно изучает действия педагога.