Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Федеральное государственное бюджетное образовательное
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра уголовного права, процесса, криминалистики
Утверждаю Декан юридическогофакультета __________________ А.Ю.Головин «____»_______________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Профессиональная этика
Направление подготовки (cпециальность): 030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: (очная)
Тула 2011 г.
ЛИСТ
Согласования рабочей программы
Рабочая программа составлена профессором кафедры уголовного права, процесса, криминалистики Дубоносовым Е.С. и обсуждена на заседании кафедры уголовного права, процесса, криминалистики юридического факультета
протокол № от «» 20г.
Зав. кафедройТ.В.Толстухина
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ___________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ГОУ ВПО ТулГУ
__________ _____________ ______
личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа зарегистрирована под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания.
Инженер УМУ __________ О.И. Зайцев ______
личная подпись дата
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины.. 4
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 4
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «название дисциплины (модуля)». 4
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 5
4.1 Содержание разделов дисциплины.. 5
4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 7
4.3 Темы, выносимые на лекции 7
4.4 Лабораторные работы 8
4.5 Практические занятия (семинары) 8
5 Образовательные технологии 9
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 10
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
8.1 Основная литература.
8.2 Дополнительная литература.
8.3 Периодические издания. 16
8.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 16
8.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 16
8.6 Методические указания к практическим занятиям.. 17
8.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 17
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоение дисциплины «Профессиональная этика» является формирование нравственных основ профессиональной деятельности в юридической деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются:
1. Овладение теоретическими вопросами профессиональной этики в условиях становления и развития правового государства и гражданского общества.
2. Формирование способности понимать сущность и значение нравственного содержания правоохранительной деятельности, сознавать сущность и структуру морального выбора и основами нравственных отношений в служебном коллективе юристов.
3. Овладение нравственными основами различных видов юридической деятельности, этикой делового общения в служебном коллективе и в экстремальных условиях. Формирование личности юриста на основе нравственного воспитания.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к вариативной части юридического и естественнонаучного цикла – 2ЕН Естественнонаучный цикл.
Дисциплина «Профессиональная этика» имеет опосредованную связь с другими предметами естественнонаучного и юридического цикла, т.к. затрагивает лексические единицы социальной, культурно-исторической, философской и профессиональной направленности деятельности юриста. Для успешного освоения данной дисциплины и приобретения необходимых знаний, умений и навыков согласно учебного плана студенты уже должны овладеть такими дисциплинами как философия, теория государства и права, правовая информатика. Овладение основами профессиональной этики позволяет юристу успешно преодолевать нравственные проблемы, обусловленные спецификой целей, форм и методов деятельности в юридической сфере.
Предоставление обществом юристам правовой и моральной санкции на проведение соответствующих видов профессиональной деятельности по защите прав граждан и использованием властных полномочий возлагает на юристов моральную ответственность при выполнении ими служебных обязанностей.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «название дисциплины (модуля)»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- способен понимать философскую основу профессиональной этики и значение этики как науки формирующей нравственные основы отношений среди юристов и знать основные функции, ценности, принципы и нормы морали;
- быть ознакомлены с основными концептуальными моделями общественной и индивидуальной морали, ведущими концепциями прикладной и профессиональной этики в отечественной и западной этико-философской мысли;
- владеет этическими основами общения и служебного этикета юристов, а также нравственными основами отношений в служебном коллективе сотрудников правоохранительных органов.
- уметь сформировать основные моральные требования к юридической деятельности.
б) профессиональных (ПК):
- иметь представление о нравственной культуре юристов;
- знать факторы, способствующие профессионально-нравственной деформации и её основные причины;
- знать нравственные основы различных видов юридической деятельности.
- знать нормативную базу и практику работы этических комитетов, комиссий и иных общественных институтов в области обеспечения этико-правовой экспертизы профессиональной юридической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- систему фундаментальных понятий, категорий и принципов прикладной (профессиональной) этики;
- историю становления прикладной (профессиональной) этики и современное состояние исследований в этой области этического знания;
- содержание основных моральных дилемм профессиональной этики юриста.
2. Уметь:
- анализировать ключевые моральные дилеммы в области правовой этики и давать аксиологически корректную оценку существующим способам их разрешения;
- грамотно соотносить профессиональные и нравственные составляющие в структуре компетентностных качеств специалистов различных направлений (видов) юридической деятельности;
- самостоятельно формировать и ответственно отстаивать собственную моральную позицию в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей.
3. Владеть:
- умением самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения этическими понятиями, категориями и приемами этического анализа различных ситуаций и коллизий профессиональной деятельности;
- навыками практического решения, прогнозирования и этической экспертизы профессиональных проблем и конфликтов в рамках правоприменительной практики.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
1.Теоретические основы профессиональной этики..
1.1. Этика как наука формирующая профессиональные основы деятельности юристов в современном обществе.
1.2. Основные функции, ценности, принципы и нормы морали.
1.3. Основные категории этики и морали в юридической деятельности.
2.Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности.
2.1. Мораль и право.
2.2. Мораль и политика.
2.3. Мораль и искусство.
3. Моральный фактор и его проявление в юридической деятельности.
3.1. Структура морального фактора.
3.2. Специфика морального фактора в служебной деятельности юриста.
3.3. Нравственное содержание юридической деятельности.
4. Моральный выбор в юридической деятельности.
4.1.Сущность и структура морального выбора.
4.2. Нравственные конфликты в юридической деятельности.
4.3. Проблемы соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности.
4.4. Моральная ответственность.
5. Нравственные отношения в служебном коллективе юристов.
5.1. Понятие служебного коллектива и его профессионально-нравственные характеристики становления и функционирования.
5.2. Основные моральные требования к деятельности служебного коллектива.
5.3. Основные факторы и условия определяющие эффективность служебных коллективов правоохранительных органов.
5.4. Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе.
6. Нравственная культура юриста.
6.1. Понятие нравственной культуры.
6.2. Структура нравственной культуры юристов.
6.3. Показатели профессионально-нравственной деформации юристов различных специальностей и их основные причины.
7. Нравственные основы деятельности юристов.
7.1. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности .
7.2. Этика следственной деятельности.
7.3. Этические основы деятельности адвоката..
7.4. Профессиональная этика сотрудника полиции.
8. Этика делового общения и служебный этикет сотрудников правоохранительных органов.
8.1. Основные принципы и формы служебного этикета .
8.2. Этические основы общения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях.
8.3. Особенности общения юристов с иностранными гражданами.
8.4. значение этики в нравственном воспитании юристов.