Объяснение нового учебного материала. 2.1. Объявление темы, беседа.

2.1. Объявление темы, беседа.

У. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в мир декоративно-прикладного искусства. С самим понятием вы уже знакомы. Сегодня я расскажу вам о нем подробнее. Но прежде отгадайте загадку. Будьте внимательны: она на белорусском язы­ке. Отгадка — предмет декоративно-прикладного искусства.

Быу я на канапцы,

Быу я на кружанцы,

Быу на пажары,

Быу на базары.

Малады быу — увесь свет Kapaiiy.

А як стары стау — пелянацца стау.

Давялося ж паМраць —

Некаму касцей пахаваць.

— Верно, это горшочек.

Дети читают произведение Л. Квитко «Чудо».

У. А сейчас взгляните на доску. Здесь у меня приготовлены различные предметы. Назовите их.

Д. Рушник, поднос, горшок, изделия из соломы, статуэтки из дерева.

У. Все верно, эти вещи относятся к предметам декоративно-прикладного искусства. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

—Действительно, все эти предметы имеют практическое на­
значение в быту и вместе с тем украшают его. Ведь латинское
слово «декоро» означает «украшаю». Получается, декоративно-
прикладное искусство — это создание художественных изделий
для пользования в быту и украшение каких-либо предметов.

—Ребята, какие материалы используют мастера декоративно-
прикладного искусства при создании своих произведений? (Отве­
ты детей.)

—Вы уже знаете, что живописец создает свои картины с по­
мощью красок, полотна. График работает с помощью карандаша
и kiidTH. У скульптора более широкий выбор материалов, это гли­
на, дерево, камень, металл. Мастера декоративно-прикладного
искусства используют множество разных материалов, способных
превратиться в прекрасные вещи, предметы быта, которые укра­
шают жизнь человека.

—Но совсем не обязательно, чтобы все изделия имели какой-
то декор — нарисованный, вырезанный, вышитый. Есть вещи,
которые и без украшения обращают на себя внимание.

—Ребята, а сейчас посмотрите еще раз на предметы, выстав­
ленные на доске. Давайте подумаем, какие виды декоративно-при­
кладного искусства существуют? (Обсуждает вместе с детьми.)

—Все верно. Есть следующие виды декоративно-прикладного
искусства: вышивка, роспись, резьба по дереву, соломоплетение,
ткачество и др.

—Молодцы! Ребята, так кто же является творцом предметов
декоративно-прикладного искусства? (Народ.)

—Правильно. Есть предметы, которые пришли к нам из древ­
ности, и мы не можем назвать их автора. Но есть и такие вещи,
которые создавались в более позднее время. И народные умель­
цы, создавшие эту красоту, нам известны. Сейчас я хочу познако­
мить вас с творчеством некоторых белорусских мастеров.

2.2. Работа с учебником.

Учитель читает статьи о белорусских мастерах декоративно-прикладного искусства (Степане Глебке, Вере Гаврилюк, Анне Осиповой), знакомит детей с их работами.

У. Так чем же знаменит Степан Глебка? Каким видом декора­тивно-прикладного искусства он занимается?

—Что вам понравилось в работах Веры Гаврилюк?

—Как вы считаете, декоративно-прикладное искусство на
Беларуси развивается? Есть ли у людей интерес к нему?

—Да, вы правы. Интерес, действительно, есть. Но сейчас пред­
меты декоративно-прикладного искусства используются больше для
декора, чем для быта.

2.3. Знакомство с орнаментом.

У. Как показывают раскопки стоянок первобытного человека, люди уже в каменном веке стремились украсить орудия своего труда. И главным украшением был орнамент в виде точек, зигза­гов, колец. Значит, уже в те времена человек обладал чувством прекрасного.

—Ребята, как вы думаете, что такое орнамент? (Рассуждения
детей.)

—Да, это узор, построенный на ритмичном чередовании различ­
ных элементов, А теперь скажите: на каких предметах нашей выс­
тавки есть орнамент? Попробуйте сравнить вот этот поднос с роспи­
сью и вот этот рушник. Как вы думаете, на каком из предметов
выполнен белорусский орнамент? Верно, на рушнике. Чем же отли­
чается белорусский орнамент от другого? (Ответы детей.)

—Вы правы. Белорусский орнамент в основном состоит из
геометрических фигур. Он так и называется — геометрический.
Важными элементами его являются ромб, круг, прямоугольник,
квадрат и их части. Временами они переходят в растительные

формы, ломаные линии. Также в качестве элементов орнамента могут использоваться предметы окружающего мира.

— Если орнамент состоит из цветов, плодов, веточек, то он
называется растительным. Такой тип характерен для дымков­
ской и жостовской росписи. В каждом орнаменте есть свой'мо­
тив. (Показывает примеры.)

Звучит белорусская народная песня «Сеу жучок на сучок».

2Л. Анализ предмета.

У. Теперь обратите внимание на рушник. Из каких фигур со­стоит орнамент?

— Имеют ли эти фигуры какой-нибудь смысл? Верно, каж­дый ромб, квадрат — это целое слово, предложение или символ. Часто на рушниках в орнаменте запечатлевались целые исто­рии. Вот, например, дошел до наших времен орнамент «куст», он означает долголетие-.

—Есть ли на нашем рушнике такой узор?

—Какого цвета сами рушники? Почему именно такого?

—Где в нашей повседневной жизни можно использовать
рушники? ',

Наши рекомендации